Автошкола как бизнес
До 2014 года в России было чуть больше 10.5 тысяч школ, сегодня – порядка 4 тысяч, поскольку с ужесточением норм к материально-технической базе для этих заведений часть из них не смогла получить лицензии. Однако рынок услуг по обучение вождению и ПДД нельзя назвать ненасыщенным, ведь получение прав (в том числе категории А) для наших реалий – необходимость.
Несмотря на массивность рынка, оцененного в 200 млрд. рублей, конкуренция на нём очень высокая.
«Нужно быть готовым к грязным играм, – считает наш эксперт Игорь Малюгин. – Новичкам придется иметь дело с товарищами из ГИБДД, чтобы получить разрешение на лицензию. Это не означает, что проблемы точно будут. Но нужно быть готовым к проверке технического оснащения в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 26.12.2013 № 1408».
Те, кто хочет открыть автошколу, должны понимать, что в этом деле плюсов не больше, чем минусов, а трудностей – целая авоська. С одной стороны, вроде бы прибыль гарантирована за счет стабильного спроса и высокой стоимости обучения. Но с другой стороны, разоряются даже бывалые бизнесмены – из-за больших расходов на техническое содержание и жесткой конкуренции.
Поэтому, думая над тем, как зарабатывать на стремлении людей получить водительские права, необходимо провести мониторинг уже работающих в регионе автошкол. Это во-первых. Во-вторых, нужно узнать, какова профессиональная репутация конкурентов. То есть постараться составить полную картину бизнес среды. Сделать это можно при помощи Гильдии Автошкол, где также помогут и с лицензированием.
Что нужно, чтобы открыть автошколу
Сначала нужно составить подробный бизнес план автошколы с расчетами, опираясь на особенности района, где придется работать. Вот как открыть автошколу с нуля:
- Зарегистрироваться либо как собственник общества с ограниченной ответственностью, либо как учредитель негосударственного образовательного учреждения (НОУ). О том, как это сделать, можно прочитать в федеральном законе о 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и ч.2 §7 гл.4 Гражданского Кодекса РФ. Вторая форма собственности упрощает взаимоотношения с Налоговой Инспекцией ввиду отсутствия прибыли. Регистрация ИП не допускается.
- Открыть счет в банке.
- Решить вопрос с финансированием. Этот этап нужно осуществлять параллельно с п.1.
- Подобрать помещение для учебных классов.
- Найти закрытую площадку площадью 0,24 гектара и с ровным асфальтобетонным покрытием длиной не менее 100 м для занятий по «скоростному маневрированию». Как правило, такие участки находятся на территории заброшенных складов и в промзонах.
- Заключить все арендные договора сроком не менее 5 лет.
- Закупить необходимое оборудование, автомобили и мебель для учебного процесса.
- Привести автодром в соответствие с нормами ГИБДД для учебных процессов.
- Набрать персонал, составить реестр педагогов, разработать и утвердить учебный план.
- Переоборудовать автомобили для учебного процесса и заново поставить их на учет в ГИБДД.
- Зарегистрировать компанию в ГИБДД.
- Получить в Федеральном лицензирующем органе лицензию в Минобразования региона.
- Провести рекламную кампанию и презентацию фирмы.
- Начать набор учеников.
Помещение
В соответствии с нормами Минобразования на одного ученика должно быть не меньше 2.5 кв. метра или 50 кв. метров на 20 человек. Если помещение для обучения ПДД предполагается арендовать в местном ВУЗе или техникуме, то, как правило, проблем согласования с местными СЭС и Пожарным Надзором не бывает. Такие арендодатели в рамках своих прямых обязанностей выполняют все необходимые требования этих организаций.
В арендуемых помещениях должны быть практические классы (хотя бы один) с:
- тренажерами первоначального обучения навыкам вождения;
- техническими средствами обучения;
- аппаратно-программными комплексами тестирования.
«Для нормального учебного процесса автошкола должна иметь, как минимум, 2 класса по 50 квадратов, комнату для преподавателей и инструкторов, а также кабинет директора, – считает Яков Воробьев, предприниматель. – В общей сложности, 150 квадратных метров. Можно, конечно, арендовать и меньшую площадь, к примеру – 70 кв. метров. Но ученикам не нравится скученность. Не солидно».
Стоимость аренды помещений в разных городах различается существенно. Расходы по этой статье не должны превышать 5-8% от бюджета.
Оборудование
Приведем примерный перечень необходимого оборудования, которое потребуется закупить:
Тип оборудования | Количество | Цена за единицу, в тыс. рублей | Примечание |
Стенд «Гидравлическая тормозная система автомобиля» | 1 | 98 | Дает понимание, как работают тормоза |
Стенд «Механическая коробка передач» | 1 | 49,5 | Дает навыки аккуратной езды |
Аппаратно-программные комплексы (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя | 1 | 370 | Рекомендуются. Влияют на привлекательность школы |
Рулевой автомобильный тренажер (настольный) | 10 | 46 | Дает навыки рулевого управления |
Трехэкранный компьютерный автотренажер с рулем, КПП-5, педалями | 3 | 555 | Необходим для получения первоначальных навыков управления автомобилем |
Доска магнитно-маркерная настенная со схемой населенного пункта | 3 | 21 | Для изучения правил дорожного движения в разных ситуациях |
В классе практического обучения должно быть установлено не менее 3-х автотренажеров с экраном размером 20 дюймов. Каждый из них занимает почти 2 кв.м, плюс еще нужно порядка 7 кв. метров вокруг них. В период становления можно ограничиться одним аппаратом.
Транспорт
После теоретических и практических занятий ученики отрабатывают навыки на автодроме. Обзор публикаций, а также изучение форумов позволяют определить самые популярные автомобили:
- LADA Granta в простой комплектации по цене от 340 тысяч рублей;
- Renault LOGAN с автоматической коробкой передач по цене от 560 тысяч рублей;
- Volkswagen Polo в комплектации Conceptline по цене от 599 тысяч рублей.
Купите 3 автомобиля и оснастите их дублирующими органами управления, а также пятью видеокамерами для видеозаписи водителя и инструктора, панели управления, дублирующих органов управления, дорожной обстановки спереди и сзади автомобиля. Запись должна вестись и в отношении экзаменатора, отдающего команды.
«Можно взять на работу инструкторов по вождению со своими автомобилями, которые согласились бы на переоборудование автомобилей для учебного процесса, – поясняет Яков Воробьев. – Однако хотя такое решение дает экономию на старте, но в конечном счете обходится значительно дороже. Кроме того, появляется зависимость от этих людей».
Кадры
Успех автошколы зависит от ее имиджа, который в свою очередь формируется преподавателями и инструкторами, точнее их умением привить ученикам навыки правильной и безопасной езды. От качества обучения вождению будущих автолюбителей зависят жизнь и здоровье людей. Они могут стать жертвами автокатастрофы по вине бывшего ученика автошколы.
«Чтобы снизить риски, особенно первых 2 лет вождения, за 130 часов теории и 56 часов практики необходимо дать будущему водителю огромный объем информации, начиная с неисправностей машины и заканчивая маневрированием в экстремальных условиях, – говорит преподаватель Василий Васильевич Корвин. – Отрадно, что количество часов увеличено до необходимой нормы. И вообще, автошкола – это то место, где кадры должны болеть за свое дело».
Иначе говоря, к набору персонала необходимо подходить предельно ответственно. Интересные преподаватели и внимательные инструкторы – это все равно, что технологичное оборудование на заводах. Ими могут стать случайные люди, имеющие водительский стаж от трёх лет и корочку о прохождении курса. Чтобы получить эту справку, необходимо оплатить онлайн курсы за 5 тысяч рублей. Поэтому директору в процессе получения лицензии, который может занять до 8 месяцев, нужно погрузиться в кадровый вопрос.
Кадровый состав включает в себя помимо основного преподавательского состава и инструкторов вождения штатного врача, проводящего освидетельствование учеников перед выездом, и механика для обслуживания автопарка. В принципе, медик может совмещать свою работу с преподавательской деятельностью по обучению первой медпомощи, а один из инструкторов – следить за машинами. Что до бухгалтера – можно заключить договор с фирмой по ведению бухучета. Это в разы дешевле, чем иметь в штате еще одного сотрудника.
Лицензия
Те, кто уже открыл автошколу, жалуются на трудности получения положительного заключения ГИБДД о состоянии полигона. Эта бумажка, говорят бизнесмены, самая недоступная. Инспекторы от души “накатают” замечаний, если наклонный участок не будет иметь продольный уклон 8 — 16 %, а коэффициент сцепления колес автомобиля с покрытием участка окажется меньше 0,4. Для проведения занятий по категории А в темное время суток потребуется освещение автодрома на уровне не менее 20 люксов. И это далеко не весь перечень жестких требований.
А вот получить лицензию обычно бывает легко – если необходимые документы для открытия автошколы собраны, а штат укомплектован.
Как правильно рекламировать автошколу
Для того чтобы открытие автошколы не напоминало фальшстарт, необходимо провести качественную рекламную кампанию. Конечно, если будущий хозяин учебного заведения сделает эффектный пиар-ход с учетом местной специфики, это будет замечательным заделом. Но чаще всего приходится опираться на проверенные мероприятия, которые в 9 из 10 случаев дают результат в первые три месяца работы. Перечислим их:
- оформление хорошо видимого фасада с яркой вывеской;
- использование рекламных щитов и штендеров в местах с наибольшим автомобильным и людским трафиком;
- наклейка рекламы на автомобили школы, которые должны быть припаркованы вблизи автозаправок, ВУЗов и ТРЦ;
- ведение сайта и участие в группах соцсетей;
- наём промоутеров для раздачи рекламных листовок;
- проведение скидочных акций для первых групп;
- размещение информации в СМИ.
Ретабельность автошколы
В частности, в Москве за прохождение теоретического курса придется заплатить от 43 тысяч рублей плюс 1 тысячу рублей за час вождения, в Ростове-на-Дону – 25 тысяч рублей и 600 рублей соответственно. Расчеты и опыт уже работающих автошкол показывают, что с парком из 3-х автомобилей за год можно обучить 6 групп численностью 20 человек.
Таким образом, услуги автошколы приносят следующий годовой доход (расчет для Ростова-на-Дону):
6 групп х 20 курсантов (25.000 рублей + 56 часов занятий по вождению х 600 рублей) = 7 032 000 рублей за год
Расходы автошколы включают в себя три основные статьи:
- оплата труда 8 сотрудников (директора, 2-х преподавателей, 3-х инструкторов, врача и механика) со средней зарплатой 30 тысяч рублей;
- аренда помещения и автодрома;
- поддержание работоспособности автомобилей и оборудования.
Согласно проекту открытия нашей автошколы, бюджет может составить 4.5 – 5 миллионов рублей в год.
Объем первоначальных инвестиций бизнеса на автошколе просчитывается отдельно, очень многое зависит от состояния арендуемого автодрома. Если участок придется приводить в норму с нуля, то только по этой статье расходы могут составить 1.5-2 млн рублей.
“Меньше чем за 4 миллиона рублей автошколу уже не откроешь, – считает Игорь Малюгин, – хотя до 2014 года достаточно было иметь 700 тысяч, чтобы стартовать. В принципе, строгость государства можно понять, ведь дело касается безопасности дорожного движения”.
Следовательно, средняя рентабельность на уровне 30% позволит окупить вложения за 2 года. А с учетом заемных средств точка безубыточности будет пройдена за 3 года – и то при хорошем старте.
Что касается такого бизнес инструмента, как франшиза автошколы – дополнительные траты не являются существенными на фоне необходимых инвестиций. Самые известные варианты франшиз в таблице ниже:
Франшиза | Паушальный взнос | Роялти по франшизе |
AUTOINLINE | от 350 000 руб. | 11 000 руб. |
Автошкола Джек | 200 000-300 000 руб. | 3% от оборота |
Автошкола 29 | 200 000 руб. | 5.25% от дохода с 3-го месяца работы. |
Что такое экстремальное вождения и зачем оно нужно?
В данном случае слово «экстремальное» отнюдь не означает, что подобные курсы предназначены для любителей острых ощущений. Таким искателям можно предложить покататься по бездорожью на багги, или посетить картинг-клуб. Кстати, об этих идеях мы тоже в свое время писали обзорные статьи, те, кто заинтересовался, могут найти их по ссылкам.
Давайте опять ненадолго вернемся к традиционным автошколам. Все, чему там учат (говорим это из собственного опыта), дает новичкам лишь азы. Все остальное приходит с опытом накатанных часов, уже, к сожалению, после получения водительского удостоверения. Именно поэтому на долю водителей со стажем вождения менее одного года приходится около 30 % всех происходящих в стране ДТП.
Школа экстремального вождения призвана в сжатые сроки обучить водителей, уже получивших права, но неуверенно чувствующих себя на дороге, мастерству управления авто, «дополнить» то самое, что «недодали» в автошколах. Пройдя подобные курсы, можно научиться:
- Скоростному вождению. Именно неумелое «лихачество» на дорогах становится реальной опасностью не только для самих «гонщиков», но и для посторонних людей.
- Управлению автомобилем на занесенной снегом дороге и в гололед.
- Вождению во время дождя на мокрой трассе.
- Преодолению естественных препятствий (ям, ухабов, канав).
- Езде задним ходом.
- Методам сложной парковки.
- Поведению на дороге при неизбежном столкновении.
Самое главное, что должен приобрести водитель в результате прохождения школы экстремального вождения, это уверенность в своих силах на дороге, и общение с автомобилем на «ты». Как дополнительный факультатив, можно ввести в программу обучения для желающих знакомство с устройством автомобиля, азы диагностики и устранения своими силами небольших неисправностей.
Немного нужно сказать о том, что совсем необязательно быть асом-водителем, для того, чтобы заняться этим видом бизнеса. Хотя, знание «предмета» было бы очень полезным подспорьем. Мы уже неоднократно говорили о том, что для того, чтобы организовать свое дело, не нужно обладание специальными знаниями – все это придет со временем. Для начала вам понадобятся только организаторские способности. к оглавлению ↑
Оборудуем автодром
Теоретические занятия оставим автошколам, пусть там отрабатывают свои деньги, и обучают ПДД и азам вождения. В нашем случае актуальна лишь практика, и еще раз практика. Чем больше времени ученик проведет за рулем автомобиля, тем увереннее он себя будет чувствовать на трассе. Впрочем, для факультативных занятий, о которых мы сказали, небольшой класс все же может понадобится.
Самое главное – это автодром на котором можно симулировать практически все плохие погодные условия и препятствия, которые начинающий водитель может встретить на своем пути. Собственно говоря, автодром должен практически ничем не отличаться от тех, которые есть у автошкол, плюс к этому дополнительно иметь участок для скоростного вождения.
В городе территорию площадью не менее 0, 24 га (именно столько прописано в новом законе об автошколах) найти очень сложно. А если и удастся, то плата за ее аренду будет крайне высокой. Поэтому стоит в первую очередь рассматривать площадки за городом, или на окраине. Идеально подойдет для таких целей территория заброшенных складов или бывший аэродром.
Ну, и, конечно, большей частью ученикам придется находиться на городских улицах. Поэтому стоит внимательно изучить городское движение, чтобы дать возможность для начала практиковаться тогда, когда движение наименее оживлено, постепенно повышая сложность выездов и заданий.
Воссоздать ненастные погодные условия особого труда не составит, пожалуй, лишь за исключением снега и гололеда в летний период.
Где найти инструкторов
Это, наверное, один из самых сложных вопросов при организации школы экстремального вождения. Мастера-инструктора подходящего для обучения уровня найти нелегко –, как правило, все они нарасхват. Но придется постараться. Для нашей цели, как нельзя лучше подойдут профессиональные гонщики – те, кто привык к большим скоростям, там, где перед водителем только одна дорога, такие асы научат чувствовать автомобиль. И стритрейсеры, которые умеют сочетать скорость и маневрирование в городских условиях.
Для того, чтобы привлечь в свою школу мастеров вождения нужно будет немало поколесить по спортивным гоночным трассам, и окунуться в мир ночных гонок. Сманить на работу настоящих профи можно только либо очень большими деньгами, либо, обладая искусным даром убеждения. Но, имея в команде несколько специалистов подобного класса можно набирать учеников.
Автопарк
Для обучения понадобятся несколько автомобилей различного класса – от минивэнов до спортивных и бизнес-авто. Их количество рассчитывайте, исходя из ожидаемого числа учеников. Все это должно быть отражено в бизнес-плане, который вам нужно составить прежде всего.
Учитывая то, что на авто будут ездить неопытные водители, в штате необходимо также иметь 1-2 автослесарей для периодического ремонта. В свободное время они могут заниматься ремонтом других авто в автосервисе, открытом при автодроме. Вообще, дополнительных видов заработка может быть множество.
Чем хорош бизнес на курсах вождения?
Школа для экстремалов – это острая необходимость для жителей любого крупного города. Им важно научиться правильно реагировать на дорожную ситуацию в условиях огромного трафика и возникающих опасных ситуаций, и главное, что могут дать такие курсы, – умение реагировать мгновенно на любой риск. Учитывая это, обращаться к вам будут очень многие, и если вы сможете научить их важнейшим водительским навыкам в экстремальных условиях, ваш бизнес всегда будет популярен. Среди основных навыков, в частности, можно выделить умение:
- грамотно управлять автомобилем, зная его сильные и слабые стороны
- правильно реагировать на занос, внезапный выезд на скользкую и мокрую трассу
- осторожно вести себя при гололеде
- грамотно двигаться задним ходом
- парковаться даже в самых неудобных местах
- быстро реагировать на смену обстановки
- уходить от столкновений и провокаций ДТП
Что нужно, чтобы открыть курсы вождения?
«Эктремальная» школа требует особого подхода, и ваша задача – продумать каждый параметр ее работы. Вам понадобится:
- Нанять профессиональных инструкторов – с обучением будущих водителей-экстремалов лучше всего справятся бывшие автогонщики, которые отлично знают, как ведет себя машина в разных ситуациях
- Найти удобную тренировочную площадку – учебные классы вам вряд ли понадобятся, но автодром с хорошим покрытием будет очень важен (его лучше располагать за городом, чтобы шум машин никому не мешал, причем место для вождения необходимо оградить)
- Купить хотя бы один подходящий автомобиль – вряд ли ваши клиенты захотят проходить все перипетии экстремального вождения на собственных машинах, ведь есть риск их повреждения
В дальнейшем ваш бизнес на курсах вождения может предполагать обучение в рамках 25-30 часов: за это время ученик сможет усвоить основные навыки и приемы и приобрести необходимый опыт. При этом вы можете обучать как всех водителей, решивших записаться в вашу школу, так и определенные категории автомобилистов – например, только студентов или только женщин.
Сколько стоит открыть курсы вождения?
Ваш бюджет может зависеть от разных составляющих, однако при правильном подходе слишком крупных инвестиций можно не делать. Основные расходы таковы:
- 25-30 тыс. долларов – на аренду автодрома (он должен быть размером примерно с футбольное поле и обязательно заасфальтированным, хотя допустимы и участки без асфальта, чтобы сымитировать езду по бездорожью)
- 10-15 тыс. долларов (минимум) – на приобретение тренировочного авто и его дооборудование (при необходимости)
- 500-1000 долларов – на один комплект покрышек (как правило, после каждого ученика его приходится менять)
- 500 долларов ежемесячно – траты на бензин, ТО, услуги автослесаря для одного автомобиля
Еще 1-2 тыс. долларов минимум вам понадобится для оплаты труда инструкторов. Их зарплаты могут зависеть от разных факторов, включая и продолжительность их занятости, и об окончательно сумме нужно договариваться лично. Таким образом, открыть курсы вождения можно, имея в запасе 60-70 тыс. долларов на один месяц. Впрочем, сумма может быть и меньшей, если вы будете нанимать инструктора с собственным автомобилем, а подходящая площадка у вас уже имеется (либо вы знаете место, где тренироваться можно бесплатно). Также вам можно не тратиться на открытие офиса – ученики могут записываться на занятия просто по телефону, а все обучение будет происходить на автодроме.
Учитывая это, сумма затрат не так уж и важна – главное правильно организовать работу и сделать ставку на нужную вам целевую аудиторию. Это могут быть просто неопытные водители или автомобилисты с некими «фобиями», и если вы заинтересуете их грамотной рекламой, можете не сомневаться: на вашем автодроме никогда не будет пусто!
Чем хорош бизнес на курсах вождения?
Школа для экстремалов – это острая необходимость для жителей любого крупного города. Им важно научиться правильно реагировать на дорожную ситуацию в условиях огромного трафика и возникающих опасных ситуаций, и главное, что могут дать такие курсы, – умение реагировать мгновенно на любой риск.
Учитывая это, обращаться к вам будут очень многие, и если вы сможете научить их важнейшим водительским навыкам в экстремальных условиях, ваш бизнес всегда будет популярен. Среди основных навыков, в частности, можно выделить умение:
- грамотно управлять автомобилем, зная его сильные и слабые стороны
- правильно реагировать на занос, внезапный выезд на скользкую и мокрую трассу
- осторожно вести себя при гололеде
- грамотно двигаться задним ходом
- парковаться даже в самых неудобных местах
- быстро реагировать на смену обстановки
- уходить от столкновений и провокаций ДТП
Бизнес идея: открытие школы экстремального вождения
Любая бизнес — идея автомобильной тематики — это кратчайший путь к стабильному и солидному заработку. Ниже будет изложена информация об одном из таких бизнес-проектов. В его основе лежит открытие школы экстремального вождения. Это начинание ориентировано на начинающих водителей, так же на тех, кто желает повысить уровень своего профессионализма.
Для бизнеса потребуется автодром. Также нужно обзавестись автомобилями. Не обойтись и без опытных инструкторов.
В случае если вы почитатель автоспорта, экстремальной езды, то этот бизнес именно для вас.
В нашей стране отмечена тенденция, которая будет способствовать развитию школ, специализирующихся на экстремальном вождении. Речь о ежегодном росте владельцев авто идет. В структуре приобретаемых машин большой удельный вес приходится на модели, которые отличаются большой мощностью, быстротой.
К сожалению, часто новички не в силах справиться со скоростным транспортом, что в ряде случаев приводит к плачевным последствиям. Сознательные новоиспеченные владельцы автомобилей понимают, что для приобретения навыков вождения мощного транспорта требуется дополнительная подготовка.
Где в настоящее время водителям можно уровень своего мастерства повысить? Ответ очевиден — в специализированной школе экстремальной езды.
Факт, который подтвердит перспективность бизнес — идеи. Такие школы единичны в нашей стране. Ими могут похвастаться лишь некоторые крупные города. Это в свою очередь указывает на то, что ждать жесткой конкуренции не стоит.
Особенности работы школы экстремального вождения.
Целью таких заведений является повышение теоретических и практических навыков вождения в любых (в том числе в экстремальных) условиях. Задачи инструкторов сводятся к одному — научить водить на высокой скорости в различных ситуациях. Также на курсах водители познают азы вождения в экстремальных условиях: мокрое дорожное покрытие, выход из заноса и тому подобное.
Мы отметим, что многие желают повысить уровень умения водить автомобиль, но часто низкая подготовка самих инструкторов становится причиной отказа клиентов продолжать свое обучение.
Чтобы такого не произошло, следует изначально отыскать спецов. Маленькая хитрость — пусть ваши профессионалы устроят несколько показов мастер-классов.
Будьте уверены, в данном бизнесе это самый лучший способ привлечения клиентов.
Важно
Для проведения теоретической части курса потребуется помещение. Для этой цели можно обойтись небольшим классом.
Что касается автодрома, то он может быть расположен за городом. В качестве автополигона сгодится заброшенный аэродром. Можно пойти другим путем — арендовать землю и обстроить участок соответствующим образом.
Как открыть свою школу экстремального вождения?
Кому подойдет: автолюбителям и водителям.
Что для этого нужно: автомобили, опытные инструктора и автодром.
Личностные качества: любовь к автоспорту и к вождению.
Сегодня все больше и больше Россиян пересаживаются с общественного транспорта на своих собственных «железных коней», роль которых исполняют автомобили. Причем, в большинстве случаев упор делается на мощные, быстрые и обязательно солидные модели.
Однако, вот незадача – далеко не каждый новоиспеченный владелец действительно мощного автомобиля имеет достаточно опыта для того чтобы совладать с его многочисленными возможностями и «наворотами». А ведь так хочется в нескончаемом бурном потоке машин сполна насладиться скоростью и маневренностью своего «железного коня».
Умные и серьезные автовладельцы прекрасно осознают, что без специальной дополнительной подготовки в таких потоках смелые маневры вполне могут закончиться весьма трагично. Именно поэтому все больше водителей обращаются за так называемым повышением квалификации в специализированные школы экстремального вождения.
Жаль, конечно, что подобные учреждения пока можно встретить только в крупных городах, да и то не во всех. И если предприниматель как раз проживает в населенном пункте, где пока подобных курсов для автомобилистов нет, то почему бы ему не заняться их организацией.
Открытие своей школы экстремального вождения
Если подробнее остановиться именно на цели подобных занятий, то можно с уверенностью сказать, что с их помощью просто превосходно оттачивается мастерство вождения автомобиля, которое пригодится в любой экстренной ситуации. В подобных школах водители получают навыки управления автомобилем на очень высоких скоростях.
Стоит отметить, что именно скорость в большинстве случаев и является виновницей тяжелых дорожно-транспортных происшествий. А точнее, неумелое обращение с ней.
Также на подобных курсах автомобилистов учат маневрировать правильно и не терять управление в условиях мокрой трассы и даже гололеда на дороге и уверенно «владеть» задним ходом автомобиля или парковаться в самых труднодоступных местах.
Совет
Собственное владение экстремальным вождением автомобиля и привлечение действительно опытных инструкторов — это основные показатели, которые гарантируют успех организаторам подобных курсов.
А самым хорошим вариантом будет пригласить работать в свое учреждение бывших стритрейсеров или профессиональных автогонщиков.
К слову, стритрейсер подойдет на эту роль просто идеально, так как практикуются эти спортсмены именно в естественных реалиях, а зачастую даже в городской черте.
Если говорить о площади помещения, в котором будет проводиться теоретическая подготовка, то нужен будет не слишком большой класс.
Все «ученики» придут заниматься в школу экстремального вождения уже с водительским удостоверением и навыками стандартного вождения. А вот хороший автодром понадобится обязательно. Подобная площадка вполне может располагаться за городом.
Заброшенный аэропорт или склад могут стать просто прекрасным решением данной проблемы. Естественно, для занятий понадобятся и автомобили.
Чтобы разрекламировать свою школу экстремального вождения существует несколько стандартных вариантов.
Например, для этого можно задействовать местные средства массовой информации или собственный сайт в Интернете.
Обратите внимание
А если получится привлечь к сотрудничеству какого-нибудь известного стритрейсера, его имя вполне можно будет использовать в качестве просто прекрасной приманки для своих потенциальных «учеников».
Организация своего бизнеса: курсы по экстремальному вождению
Минусы обычных курсов по вождению автомобиля.
Некоторые специалисты считают, что обычные курсы по вождению автомобиля, задачей которых является теоретическое и практическое обучение будущих водителей правилам дорожного движения, для безопасной езды в современных условиях при загруженных транспортом дорогах, оказываются абсолютно не достаточными.
Часто при нестандартных ситуациях на автострадах даже профессионалы и водители с большим опытом не всегда быстро и четко реагируют на них. Как не печально, опыт длительного вождения не гарантирует безаварийности.Обучение экстремальному вождению – актуально для каждого водителя.
Ежедневные ДТП на дорогах заставляют многих задуматься об обучении езды на автомобиле в экстремальных условиях. Найти специалиста, который сможет научить вести себя в таких ситуациях сегодня можно различными способами: через знакомых, объявления в СМИ, Интернете или обратившись на курсы по обучению экстремального вождения.
На таких курсах водителей обучают быстро и правильно реагировать на контраварийную обстановку на дороге: при неуправляемых заносах, при внезапно появившемся препятствии, при автоподставах и даже уметь уходить от погони. Конечно же, согласитесь, такие знания не дают на обычных курсах по вождению автомобиля, а они просто необходимы.
Водитель, который попал в автотранспортное происшествие, обычно получает не опыт, а только неприятные воспоминания. У многих после случившегося ДТП появляется страх садиться за руль авто вообще. На курсах экстремального вождения помогают побороть такую фобию и стать уверенным на дороге.
Сегодня при значительно возросшей скорости транспортных потоков, водителям помимо знаний правил дорожного движения, умения ездить и наличия исправного автомобиля с системами безопасности, необходимо уметь молниеносно реагировать на непредвиденные аварийные ситуации.
В Германии, где, по мнению мировых специалистов, находятся лучшие школы по вождению, предъявляются весьма строгие требования и к курсантам, и инструкторам. Так в курс обучения обязательно включают несколько уровней противоаварийной подготовки, которые помогают выработать быструю реакцию, отрабатывают езду на автобанах с максимальной скоростью, вождение ночью и т.д.
О такой подготовке по вождению автомобиля у нас — можно только помечтать. Не секрет, что в стране, где процветает коррупция, знания в получении водительских прав — не главный фактор.
Важно
Поэтому говорить о качественной подготовке вождения автомобиля на курсах, где применяются обычно старые методики, нет новых компьютерных программ и современного оборудования, было бы, наверное, мягко говоря, глупо.
А как необходимо было бы ввести в программу курсов по вождению моделирование и изучение различных аварийных ситуаций.
Любые попытки как-то улучшить сферу подготовки водителей, пока натыкаются на всевозможные преграды. Особенно необходимо качественное обучение противоаварийному вождению водителей общественного транспорта. Разработано немало законопроектов, касающихся этих вопросов, но до их принятия пока, наверное, «не дошли руки».
Но школы экстремального вождения все больше интересуют и привлекают людей, желающих выжить самим и сохранить жизни близким при передвижении в транспортных потоках. Наплыв курсантов в таких школах с каждым годом неуклонно растет, особенно это чувствуется в больших мегаполисах.
Методика экстремальной подготовки основывается на опыте каскадеров, спортсменов автогонщиков, специалистов из службы безопасности. Ее задача состоит в освоении и привитии человеку автоматических навыков при аварийных ситуациях на дорогах.Обучение состоит обычно из 20-30 часов. Но это не мало, так как трудиться приходится, как говорится, буквально в поте лица.
Моделируются тысячи моментов аварийных ситуаций, где путем многократных повторений отрабатывается автоматизм единственно правильной реакции. Идет процесс обучения не мозга, а внедрение памяти поведения в сами мышцы.
Эффективность обучения видна не только в уверенном поведении водителя на дороге, но сказывается на всем его внешнем виде. За пять дней человек теряет более пяти килограммов своего веса и, как настоящий каскадер, приобретает новую психологию жизни.
Чтобы мышцы обрели память, их надо тренировать и нагружать, поэтому занятие проходит со значительно повышенной частотой пульса до 160 уд./мин.Некоторые, сомневаются, что смогут ли одолеть такую подготовку.
Совет
Но как говорят специалисты экстремальных школ, что лучше заниматься и прививать навыки дилетантам, чем водителям с опытом. Иногда самоуверенность «профессионалов» очень мешает в работе. Ведь на автодроме формируют 150 видов торможения, а «опытный» водитель знает от силы — пять.
Так вот эти 150 способов отрабатываются так, что при аварийной ситуации мышцы мгновенно включают свою память и действуют автоматически. Ведь пока включится мозг – может быть уже поздно!
Как организовать свой бизнес.
Немаловажно то, что для организации этого вида деятельности не потребуется особых вложений. Самое главное здесь – найти площадку, где можно отрабатывать навыки противоаварийного вождения. Необходимо, чтобы полигон был заасфальтирован.
Наилучшим вариантом в этом может стать неиспользуемый аэродром. Если прикинуть все необходимые расходы, потребуется не более 5 тыс. $. Конечно потребуется также и автомобиль.Необходимо учитывать, что на одного обучаемого за период учебы (не менее 20 часов) используется один комплект колес.
Следует учесть также расходы на амортизацию, бензин, техническое обслуживание, замену масла.В этом бизнесе можно обойтись без расходов на содержание офиса и рекламу. Самое главное зарекомендовать себя в работе с клиентами и получить положительные отзывы от них.
Номера телефонов будут передаваться путем личных контактов по принципу из уст в уста.
Потенциальными клиентами могут стать:
Водители, которые прошли обычные курсы по вождению автомобиля;
Водители, которые испытывают страх садиться за руль;
Начинающие водители спортивных скоростных автомобилей;
Менеджеры, которым постоянно приходиться ездить в любое время года.
Неплохо было бы наладить сотрудничество с автосалонами, которые вместе с продажей автомобиля предлагали ли бы пройти бесплатную контраварийную подготовку.
Для этого необходимо, чтобы автомагазин купил у вас сертификат на такое обучение и вручал его клиенту. Расходы по подготовке в этом случае будет нести не клиент, а автосалон, банковское учреждение и страховая организация. Для таких организаций это небольшие деньги, а человек, приобретая автомобиль, получает бонус: бесплатное обучение, которое очень может пригодиться в жизни.
Выгодно ли строить бизнес на курсах экстремального вождения?
Специалисты говорят, что водительские права, которые выдала обычная автошкола, можно прировнять к любительским. Отметим, что так же думают и не специалисты.
Поэтому совсем неудивительно, что часто права просто-напросто покупают, после чего ищут человека, который и учит новоиспеченных водителей езды на автомобиле.
Кто-то ищет помощи в частников, а кто-то – в инструкторов, которые работают в школах, которые называются курсы «экстремального вождения».
Обратите внимание
Давайте разберемся, чем занимаются на этих курсах? Во-первых, контраварийной подготовкой, которая позволяет водителям правильно управлять транспортными средствами и предотвращать аварии. Такие навыки не возможно приобрести в обычных автошколах, также они не приходят с опытом.
Обычный опыт вождения абсолютно не предусматривает тренировку реакции при возникновении экстраординарных обстоятельств, которые зачастую приводят к ДТП.
После пережитой аварии у человека из-за стресса появляется только негативное воспоминание о произошедшем, но не опыт, который бы помог в следующий раз избежать подобной ситуации.
Часто после серьезных ДТП у большого количества водителей (при этом не имеет никакого значения стаж вождения) развивается панический страх, который не позволяет садиться за руль. Именно по этой причине одна из главных задач курсов экстремального вождения – снятие фобии у людей, попавших в аварию.
Отметим, что множество автомобилей на дорогах, большая скорость и отсутствие у автолюбителей элементарной культуры вождения (если не говорить даже про умение управлять машиной) приводят к небезопасной езде.
Приведем пример: в Германии водитель, который не прошел три стадии контраварийной подготовки, не может управлять авто, его к этому не допускают.
К огромному сожалению, в нашей стране, где с года в год процветает коррупция, а обучение проходит по старым методикам, не можно даже думать о нормальном уровне подготовки и о безопасности на дорогах.
Раньше были попытки изменить эту ситуацию к лучшему, но они натолкнулись только на бюрократизм и глухую стену. Как оказалось, проекты соответствующих законов уже разработаны давно, только чиновники никак не могут к ним добраться.
Важно
На сегодняшний день школы контраварийной подготовки многие называют кружками самодеятельности, так как соответствующие законопроекты не разработаны. Но даже несмотря на это, ежегодно минимум на 30% возрастает количество учащихся в этих школах, а в некоторых крупных городах данный показатель доходит до 80-100%.
В чем заключается контраварийная подготовка? Главная ее задача заключается в том, чтобы благодаря постоянным тренировкам привить будущему (бывает, и настоящему) водителю автоматическую реакцию на различные ситуации. К примеру, попав в аварийную обстановку мышечная память водителя должна мгновенно среагировать, еще до того, как человек понял, что произошло.
Обучение выработке быстрой реакции, которая может помочь спасти не одну жизнь, занимает примерно 20–30 школьных «часов», во время которых человека обучают множеству приемов, что позволит, не думая ни секунды, выбрать самый правильный для определенной дорожной ситуации вариант.
Может возникнуть вполне резонный вопрос: как постичь контраварийную подготовку за такое короткое время? Обычно водители ездят в эмоционально напряженной обстановке, об этом свидетельствует тот факт, что за пятидневное обучение они теряют около 8 кг массы тела.
Кроме этого, занятия проходят при частоте сердцебиения 140–160 ударов в минуту (просто нет смысла в занятиях при меньшей сердечной нагрузке, так как мышцы не запомнят алгоритм действий).
На территории автодрома моделируется примерно 150 видов торможения, которые нужно освоить не интеллекту, а мышцам.
Отметим, что изначально курсы экстремального вождения предназначались для обучения милиционеров и автогонщиков. Но начинающих водителей также ждут с нетерпением, так как в большинстве случаев именно они имеют неправильные навыки вождения, при этом их самоуверенность часто граничит с глупостью.
С чего же начать бизнес, связанный с курсами вождения? Для начала нужно найти заасфальтированный полигон, площадь которого должна соответствовать площади футбольного поля. Заброшенный аэродром может стать замечательным полигоном. Также необходимо иметь в кармане не меньше 5000 у.е.
Совет
Конечно же, невозможно обойтись без автомобиля. Необходимо учесть, что на обучение каждого клиента (примерно 20–30 активных занятий) уходит один комплект резины.
Не забывайте про разные амортизационные затраты, ежедневное ТО, покупку бензина, услуги автослесаря, замену масла, что в месяц составляет около 500 у.е.
Учтите, что можно немного сэкономить на аренде офиса, так как номера телефонов хороших инструкторов будут передавать благодарные клиенты своим знакомым. Только обязательно нужно хорошо себя зарекомендовать.
Потенциальными клиентами курсов обучения экстремальному вождению являются такие категории людей:
- владельцы спортивных машин, которые не имеют понятия, как себя вести, когда на спидометре 200 км/ч;
- водители с разными автомобильными фобиями (зачастую поставарийные травмы);
- менеджеры, которые часто ездят по командировкам. Как правило, эта категория клиентов передвигается по загородному бездорожью, которое очень выматывает, не остаются силы на выполнение своих рабочих обязанностей.Можно предложить сотрудничество компаниям, реализующим автомобили. Автосалон может приобрести у курсов сертификат на предоставление данной услуги, после чего при покупке авто вручают его клиенту. Для такого сотрудничества необходимое участие трех сторон: банка, торговой организации и страховой компании, которые впоследствии понесут затраты по выплатам. Например, если стоимость контраварийной подготовки разделить на троих участников соглашения, при этом разбросав 500 у.е. на срок кредита, получится не очень большая сумма, которая незаметна в сравнении с главным платежом по кредиту. В результате человек покупает авто и сразу же его обучают экстремальному вождению, которое поможет избавиться от многих неприятностей на дороге.
Курсы экстремального вождения
Автошколы для начинающих водителей есть в каждом городе, а вот школ для опытных водителей найдешь не везде. А ведь даже опытным водителям есть чему учиться (экстремальному вождению, освоению новой техники).
Из сегодняшней программы «Галилео» на СТС узнала о Школе внедорожной езды, которая находится в Подмосковье (можете посмотреть этот сюжет на сайте Галилео по ссылочке galileo-tv.com/node/3145):
Я поискала в Интернете, нашла две такие школы (под Москвой и под Санкт-Петербургом) — они организованы компанией Land Rover и называются Land Rover Experience — landroverex.ru.
Первая из них находится в с.Ильинское (под Дмитровом, Московская область):
Вторая школа экстремального вождения — в г.Гатчина Ленинградской области:
Как мне кажется, если захотеть, подобные курсы можно организовать в любом городе (вернее, за городом). Купить кусок земли и сделать из него сложную трассу (а бывают такие участки земли, с которыми и делать ничего не надо — уже готовая экстремальная дорога).
И приглашать водителей учиться.
Некоторые придут не только поучиться, а и просто испытать себя и свою машину.
В программах обучения у Land Rover Experience есть не только школа внедорожной езды, но и «Зимний курс на льду» и «GPS курс».
Вот последний из них меня особенно заинтересовал.
Курс «Освоение GPS-навигатора»
Мы, когда решили в этом году ехать в Крым на автомобиле (1600 км), по незнакомой местности (никогда раньше дальше Рязани мой муж не ездил), купили заранее GPS навигатор. Целый месяц мой муж его осваивал.
Это оказалось совсем не просто. Учителей не было. Учился на собственных ошибках. Доучивались мы вместе уже в пути и это стоило нам нескольких часов потерь (не говоря уже о нервах) и лишних нескольких сотен километров.
Обратите внимание
Мало научиться на GPS навигаторе прокладывать маршрут (в Land Rover Experience учат только этому — за 12500 рублей). Нужно знать еще и специфику возможных ошибок и неправильностей перевода.
Например, в модели GPS навигатора Explay GPS PN-970 (которую мой муж и купил), он переключил женский голос комментатора на мужской. Когда я у него спросила «Почему?», он сказал, что женский голос делает ошибки. Например, вместо «Поверните направо», говорит «Развернитесь направо».
Когда мы прокладывали маршрут и указывали короткий путь, этот навигатор вел нас через непроходимые места городов и деревень, которые путь только усложняли.
Потому что там можно так застрять, что получается не экономия времени, а его потеря (в одной деревне прямо на дороге расположилось семейство гусей, пришлось несколько минут ждать, пока гуси соизволят подняться и отойти в сторону; а в одном городке мы попали на такую узкую и грязную улицу — грязи по колено, что уже хотели повернуть обратно). Поэтому иногда лучше ехать более длинным путем, но без подобных препятствий.
Частенько GPS-навигатор ошибался. Иногда заводил нас в непроходимые места. При подъезде к украинской границе он завел нас на какие-то безлюдные очистные сооружения. Кстати, когда мы оттуда выезжали, нам навстречу попался еще один приличный автомобиль (видно, тоже по GPS ориентировался, потому что добровольно в эти нечистоты нормальный водитель не поедет).
Так вот, нужно еще знать, что делать при ошибочных действиях навигатора (в следующий раз, когда мы явно видели, что он направляет нас не туда, просто продолжали путь и ждали, будет он ругаться на это или нет).
Иногда, даже если не туда свернешь, навигатор автоматически подправляет маршрут и выводит к нужному направлению.
В общем, с освоением GPS-навигатора не все так просто, начиная от выбора модели.
Нужно учесть яркость и четкость экрана, и величину надписей. Если навигатор не встроенный, нужно придумать что-нибудь на него навесить, чтобы загородить от солнца. Муж мой ходил неделю-две по разным магазинам, пока не выбрал свою модель.
Важно
Вот если бы все тонкости GPS-навигаторов ему объяснили до покупки и поездки (на это хватит несколько часов), он готов был заплатить несколько тысяч рублей (он эти деньги сэкономил бы на том же бензине, который нам пришлось потратить на лишних нескольких сотнях километров, которые мы проехали из-за ошибок навигатора и нашей неопытности).
А вообще, GPS навигатор — очень полезная вещь, особенно в поездке по крупным городам. Он подсказывает все повороты, ограничения скорости, выезды в правильном направлении. Мы Воронеж, к примеру, проскочили за 20 минут (прошли его краем, не заезжая в центр), а вот мои родственники, попав в него впервые без навигатора, застряли в нем на 3 часа (никак не могли выехать).
Поэтому прохождение такого курса было бы полезно всем водителям, которые ездят не только по своему городу.
Чтобы организовать подобный курс, даже специальная трасса не нужна. И ездить можно на машине клиента (для него это даже будет удобнее).
Освоили навигатор, выбрали несколько подходящих и достаточно сложных маршрутов (внутри города, за городом) — и вперед, на поиск клиентов.
Можно даже рекламу не давать, а сделать простенькие визитки и распространять их через магазины электроники, в которых GPS-навигаторы и продаются. А чтобы продавцы магазинов активнее их раздавали, заинтересовать их комиссионными.
Чем больше возможностей будет у новых автомобилей, чем сложнее дороги в вашей местности, чем больше всяких наворотов будут придумывать автомобильная и электронная промышленность, тем больше курсов для опытных водителей вы сможете организовать.
Как открыть курсы экстремального вождения
Если вы хорошо разбираетесь в автомобилях и имеете опыт вождения в условиях повышенной сложности, то идея открыть курсы экстремального вождения представляется очень перспективной.
Количество автомобилей на наших дорогах постоянно растет.
Год от года увеличивается и число водителей, понимающих, что обычная автошкола дает лишь минимальную, любительскую подготовку, включающую лишь самые элементарные, начальные навыки.
Зачем нужны курсы экстремального вождения
При попадании в нестандартную, аварийную обстановку, у водителя должна срабатывать подсознательная, мышечная память – думать зачастую бывает просто некогда. Его подсознание обязано среагировать мгновенно, еще до того как разум поймет, что произошло.
На курсах учат: грамотно управлять своим автомобилем, развивая высокую скорость; правильно вести себя когда на улице гололед, ездить на мокрой и скользкой трассе, передвигаться задним ходом, осуществлять парковку в неудобных местах и многим другим полезным навыкам. Но самое главное – учитывать все возможности автомобиля во время езды в разных условиях.
Что потребуется, чтобы открыть курсы экстремального вождения
Где взять инструкторов для своих курсов? Наилучший вариант – бывшие спортсмены-автогонщики.
Как правило, это настоящие профессионалы, великолепно разбирающиеся во всех тонкостях поведения автомобиля в различных условиях. Можно привлекать к этой работе и нелегальных уличных гонщиков – стритрейсеров.
В отличие от спортсменов, они получили свой опыт на реальных городских трассах, со всеми их светофорами, пешеходами и другими препятствиями.
Совет
Именно инструкторы создают имя и известность любым курсам или школе. И если вы всерьез задумываетесь, как заработать деньги, создав подобный бизнес, то не надо скупиться, экономя на приглашении по-настоящему опытных преподавателей.
Слишком просторный учебный класс вам ни к чему – ваши учащиеся должны уже иметь свои водительские удостоверения. Курсы экстремального вождения не предполагают большое количество теоретических занятий.
А вот автодром, или тренировочная площадка, нужна обширная и с хорошим покрытием.
Выгоднее всего иметь такую площадку где-нибудь на окраине, или вообще за городом – аренда будет существенно дешевле, да и шум не станет никому мешать.
Самый лучший вариант – это найти инструкторов с собственными автомобилями. Но и платить им придется существенно больше – никто не согласится бесплатно эксплуатировать свою технику на грани ее возможностей.
Каким должно быть время обучения
Чтобы выработать молниеносную реакцию, способную не только оградить от неприятных ситуаций, но и спасти кому-то жизнь, надо тренироваться не менее 25-30 учебных часов. За это время можно освоить большое количество приемов, позволяющих не думая, а лишь полагаясь на интуицию, выбрать правильное решение для того или иного случая.
Пройдя курс обучения, водитель должен стать более уверенным и, следовательно, менее опасным участником движения.
Как привлечь клиентов
Проще всего создать себе известность с помощью своего тематического сайта в Интернете. Грамотно сделанный сайт не только дает пиар, но и увеличивает престиж ваших курсов. Еще один проверенный способ – вовлечь в свой бизнес какую-нибудь известную личность – звезду автоспорта или популярного среди молодежи стритрейсера, чье имя можно использовать в целях рекламы.
Можно ориентировать программу на какую-то определенную категорию учащихся. Например, курсы экстремального вождения для женщин. Для них полезно сделать упор на то, что у вас можно научиться виртуозному вождению не далеко от дома – в своем районе, по месту проживания.
Курсы экстремального вождения могут быть очень перспективной и, безусловно, прибыльной сферой деятельности. Надо только подходить к этому творчески, верить в себя и хорошо разбираться в деле, за которое вы беретесь.
Как открыть школу экстремального вождения
Если вы выгляните в окно, то увидите на улице много автомобилей, и со временем их количество только увеличится. Поэтому совсем не помешает подготовить себя к вождению в таких сложных и порой экстремальных условиях.
И если элементарные знания по вождению можно получить у автоинструктора, то умение водить машину профессионально придет к вам только с опытом. Хотя научиться этому можно намного быстрее.
Этим занимается школа экстремального вождения.
В школе экстремального или как ее еще называют антиаварийного вождения учат хорошо владеть машиной в нештатной и нестандартной ситуации, к примеру, в гололед, при заносах автомобиля, в буран или при аварийной ситуации, когда благодаря полученным знаниям и навыкам можно будет избежать аварии. А такие опасные моменты в мегаполисе могут возникнуть где угодно.
Реализация бизнес идеи:
Для начала необходимо найти подходящее помещение для теоретических занятий. Ошибочно предполагать, что ученика, который посетит вашу школу нужно сразу же садить за руль и вести на автодром.
Вначале курсант должен пройти практические занятия, и только потом усовершенствовать навыки экстремального вождения. Поэтому в первую очередь следует обустроить кабинет, закупить мебель и подготовиться к приему учеников. Также нужно позаботиться и о различной методической литературе.
Сегодня в интернете можно найти различные учебники, в которых есть вся информация об экстремальном вождении.
Чтобы организовать данный бизнес также нужно нанять на работу лектора и несколько инструкторов. Если с лектором все более-менее понятно, то требования к инструктору стоит рассмотреть подробнее. Инструктора должны иметь все категории водительских прав, хорошее здоровье, водительский стаж не менее 6-7 лет.
Обратите внимание
Если вы хотите получать хороший доход, открыв школу экстремального вождения, то вам обязательно нужно позаботиться о рекламе. Так как целевой аудиторией являются люди среднего возраста и работающая молодежь, то рекламу луче всего разместить на радио, в местных СМИ и на тематических форумах в интернете.
P.S. Если вас интересует аренда вертолета или частного самолета, тогда вам просто необходимы услуги клуба малая авиация в Москве. Это лучшие в своем деле специалисты, которые помогут вам правильно арендовать самолет и предоставят услуги авиатакси. Очень удобно с такой службой решать свои вопросы в бизнесе. Двери клуба открыты для вас прямо сегодня!