Финансовая грамотность нашим детям? Зачем им это? Если мой сын хочет стать инженером, а дочь музыкантом, зачем им это? Ответ достаточно прост. Любой взрослый человек значительную часть своей жизни проводит на работе. Независимо от того, по какой специальности он работает, его труд оплачивается деньгами. Мало заработать деньги, нужно ещё уметь ими грамотно распоряжаться.
Вот собственно для этого и нужно детям прививать финансовые знания. Как показывает практика, даже хорошо образованные и добившиеся в своей профессии определённых успехов люди, зачастую малограмотны в финансовых вопросах. Даже помощь квалифицированного финансового советника не всегда может решить их финансовые вопросы.
Взрослые люди не могут постоянно у кого-то спрашивать, что им делать, хотя бы минимальные экономические знания должны быть. Будет лучше, если эти знания появятся ещё в детстве, что позволит избежать многих проблем в будущем. Получение знаний опытным путём (путём проб и ошибок), не самый лучший способ обучения.
Когда начинать обучать ребёнка экономическим знаниям? Чем раньше, тем лучше. Естественно знания, которые вы будете давать ребёнку, должны быть адекватны его возрасту. Обучать ребёнка лучше в игровой форме и на собственном примере. Дети идеализируют своих родителей и стараются им подражать. Если ваши слова будут расходиться с вашими поступками, ребёнок сразу уловит фальшь, и ещё неизвестно, что он усвоит при подобном обучении.
При обучении можно объяснять ребёнку, что на игрушки для него вы можете потратить только определённую сумму в месяц, если бюджет будет исчерпан до окончания месяца, значит, новых игрушек не будет. Если ребёнку выделяются «карманные деньги», расходы, на что могут быть потрачены деньги, либо оговариваются заранее, либо ребёнок поступает с ними так, как посчитает нужным.
Невозможно научить ребёнка обращению с деньгами, если вместе с деньгами давать подробную инструкцию, как он должен их потратить. От чёткого инструктажа нужно постепенно переходить к финансовой свободе, естественно в рамках дозволенного.
Как показывает опыт образовательных финансовых программ обучения в США, обучение финансам должно начинаться ещё дома. В США просто огромное количество финансовых банкротств среди студентов. Несмотря на то, что ещё в школе американских детей учат обращению с деньгами, толку от этого особо нет. Студенты набирают кучу кредитов и как результат личное банкротство – неспособность обслуживать взятые кредиты.
Интересное замечание по поводу американского образования я прочитал в книге известного инвестора Роберта Киосаки. Роберт Киосаки писал, что во время своего двухдневного семинара, он давал объём знаний даже больший, чем студенты получали за полгода обучения этой дисциплине.
Сначала я не поверил, что такое возможно, но вспомнив случай из своей жизни, пришел к заключению, что такое вполне может быть. Однажды мне принесли рекламу «Открытого университета», где сообщалось, что за весьма немаленькие деньги, здесь обучат менеджменту, финансам и так далее и дадут диплом международного образца.
Было интересно, пошел узнать, что да как. Мне показали шесть методичек (учебников) формата А4, общей толщиной порядка 5-6 сантиметров и сообщили, что это тот материал, который я должен изучить в течение семестра. Причём, как мне сообщили, особо одарённые студенты могут пройти ускоренное обучение, сдавая за сессию материал сразу нескольких семестров.
Из любопытства я посмотрел эти «учебники». Примерно треть страницы занимала картинка, внизу несколько предложений текста, шрифтом эдак 16, такие картинки были на всех страницах учебника, текста так же было примерно столько же. Думаю, весь материал семестра я мог бы усвоить за 1-2 часа, причём особо не напрягаясь. Почему-то возникли ассоциации с букварём…
Тот же Роберт Киосаки пишет о том. что многие родители разочаровались в бесплатном образовании, и если позволяют финансы, отдают детей в платные школы. Думаю надеяться нужно в первую очередь на себя, а не на то, что где-то ребёнка всему научат. К сожалению это не так. Культура обращения с деньгами прививается в семье, и уровень финансовой образованности (в прикладном смысле) напрямую зависит от усилий и примера родителей.
Возникает резонный вопрос: «почему родители воспитывают финансово неграмотных детей?». Всё очень просто, многие родители сами финансово безграмотны. 95 % людей пенсионного возраста не способны обеспечить своё существование без внешней поддержки. Дети учатся, копируя своих родителей, вопрос: «тому ли мы их учим?». Возможно, есть смысл вместе с детьми начать обучаться тому, что нам так не хватает в жизни.