Кондиционер и климат-контроль
К слову сказать, кондиционер как устройство регулирования температуры в автомобиле, постепенно уходит в прошлое, уступая место современным климат-системам, которые практически исключают участие водителя в создании микро-климата в автомобиле.
Отличие климат-контроля от обычного «кондея» заключается в наличии специальных датчиков, отслеживающих состояние температуры, влажности и других факторов в салоне авто; системы фильтрации воздуха и электронной системы управления. Но основным прибором климат-контроля остался кондиционер, который все так же нуждается в заправке.
Как правило, владельцы новых дорогих иномарок предпочитают заправлять кондиционеры и климат-системы в сервисах у официальных дилеров. Чем старше становится машина, тем меньше любому водителю хочется тратить денег на ее обслуживание.
И потому авто, возрастом более 5 лет уже не пригоняют в официальные сервисные центры, где услуги по прайс-листу достигают «заоблачных высот», а стараются найти хорошие частные автомастерские, в которых возьмут за ту же самую услугу вполовину меньше денег.
Поэтому основную целевую аудиторию клиентов бизнеса по заправке кондиционеров составляют владельцы подержанных иномарок и относительно новых отечественных авто.
Чем заправляются кондиционеры и системы климат-контроля в автомобиле
В качестве охлаждающего реагента в автомобильной системе кондиционирования используется фреон. Существует два вида фреона:
- состоящий из 1 вида газа – однокомпонентный, который можно использовать не только для заправки, но и для дозаправки «кондея»;
- и из нескольких видов газа – многокомпонентный, используемый исключительно для заправки кондиционера после удаления из системы остатков предыдущего хладагента.
Тип фреона должен быть совместим с определенными марками масел, используемым в авто. К пример, фреон типа R12 используется только с минеральными маслами, а фреон R134a (более современный тип хладагента) применяется только с синтетическими маслами.
О стоимости оборудования для заправки кондиционеров для автомобилей для этой бизнес идеи:
Полный комплект оборудования обойдется вам в районе 30 000 рублей, его вы сможете найти в интернете приложив немного усилий. Там будет все необходимое для заправки любого автомобиля, а также для поиска утечки фреона. Так же в комплекте будет баллон фреона, которого в среднем хватает на 12-20 заправок. После того как вы его израсходуете вам придется задуматься о покупке следующего баллона – ориентировочная стоимость в районе 4000 рублей.
Итак посчитаем примерную прибыль – с одного баллона фреона вы будете зарабатывать в среднем 20 000 рублей при заправке кондиционеров на автомобилях за 1500 рублей. Как видите у оборудования довольно быстрая окупаемость, а при правильном поиске клиентов летом вы сможете прилично заработать.
Заниматься бизнесом по заправке кондиционеров лучше у себя в гараже, но тут нужно хорошо разрекламировать себя и свои услуги, чтобы каждая собака знала о том что вы запраляете кондиционеры и делаете это хорошо и дешево.
Конечно специально для занятия этим видом бизнеса довольно затратно регистрироваться в налоговых органах, и платить пенсионные отчисления за целый год, потому что заниматься реализацией этой бизнес идеи вы будете только летом. Так что решать вам
Пошаговый план, открытия бизнеса по установке кондиционеров
Первое что нужно – найти помещение под офис компании. От того, есть у вас офис или нет, зависит авторитет компании, а значит и количество заказов.
Плюс ко всему, где то ведь нужно хранить инструмент, кондиционеры, расходные материалы и встречаться с потенциальными клиентами. Благо, вам не обязательно арендовать большие площади – достаточно 20-25 м2.
Аренда таких площадей (не обязательно в проходимом месте) будет обходиться в 10-25 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона.
Сколько денег нужно для старта бизнеса
Если вы планируете заниматься продажей и установкой кондиционеров, размеры стартовых вложений зависят от климатических условий региона и покупательского спроса у населения. В Москве начальных вложений понадобится около 50-100 тыс. долларов. В регионах суммы на порядок ниже, 10-20 тыс. долларов.
Исходя из небольших возможностей для начала бизнеса, так сказать для пробы пера, можно вложить порядка 3000-3500 долларов. Например, приобрести пару сплит-систем, кондиционер оконного типа на сумму до двух тысяч долларов. А также – инструментарий и расходники для монтажа на тысячу-полторы долларов.
Если бюджет позволяет, то закупить шесть-семь климатических систем разных ценовых категорий, два-три оконных кондиционера, фильтры и очистители воздуха, соответствующие монтажные материалы и прочее. В общем, на сумму порядка десяти-тридцати, а возможно и пятидесяти тысяч долларов.
Код ОКВЭД
Далее регистрация деятельности. Проще всего зарегистрировать обычное индивидуальное предпринимательство. Это занимает минимум времени (5 рабочих дней), требует минимального пакета документов и стоит всего 800 рублей (гос пошлина). Открывать юридическое лицо, то есть ООО, есть смысл только с раскруткой фирмы.
Содержать юридическое и физическое лицо (а ИП это физическое лицо) совсем разные вещи. При заполнении заявления на регистрацию указывается ОКВЭД 45.33 «производство санитарно – технических работ» или 29.23.9 «предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию промышленного холодильного и вентиляционного оборудования».
В качестве системы налогообложения фирмы наиболее подходящим режимом будет УСН (6% от выручки или 15% от прибыли).
Лицензия на осуществление деятельности по монтажу и заправке кондиционеров не требуется.
Какие документы нужны для открытия
Для такого бизнеса подойдет форма индивидуального предпринимательства. Для регистрации ИП требуются: паспорт и заявление о госрегистрации, подтверждение оплаты гос.пошлины, сканкопия свидетельства ИНН.
Какую систему налогообложения выбрать для организации деятельности
Форма налогообложения бизнеса на обслуживании и установке климатических установок может быть по упрощенной системе (упрощенка).
Нужно ли разрешение для открытия
Подобный бизнес раньше лицензировался. С 2010 года лицензия отменена, но теперь необходимо получение допуска к работе. А для этого нужно стать членом саморегулируемой организации, детальность которой проходит в сфере строительства или инженерных изысканий.
Чтобы вступить в СРО необходимо доказать свою компетентность и умение качественно выполнять инженерно-монтажные работы. А также нужно оплатить вступительный взнос.
Оборудование для заправки кондиционеров
Для реализации расширенного бизнес плана автосервиса Вам потребуется:
- «Фреон-134а» для заправки системы кондиционирования автомобиля.
- Манометрический коллектор, предназначенный под данный фреон.
- Электронные весы для отслеживания объема заправляемого хладагента.
Обязательно понадобится дополнительный набор аксессуаров. В него необходимо включить:
- Ультрафиолетовую лампу, которая диагностирует системы кондиционирования. Она подключается к бортовой аккумуляторной батарее.
- Специальные защитные очки, без которых нельзя работать с ультрафиолетовой лампой.
- Электронный течеискатель, который реагирует на фреон.
- Влагомер. Его показатели нужны для оценки влажности воздуха до и после заправки. Также он поможет понять, каким образом работает система кондиционирования автомобиля. Следует понять, что при должной работе кондиционера, испаритель будет черпать влагу из воздуха. Если влажность воздуха высока, то значит, забит фильтр салона или неисправен испаритель.При нормальной работе испарителя и всей системы на выходе должна быть температура 6-8 градусов Цельсия. 10-12 градусов свидетельствуют о сбоях в системе.
- Масляный инжектор. Он обеспечивает добавление масла в систему в необходимых количествах. Инжектор одевается на баллон или на шланг заправочной установки и вместе с фреоном подается в систему.
- Переходники. Они нужны для подключения монометрического коллектора к любому автомобилю.
- Специальные съемники для разъединения трубок системы кондиционирования. Они актуальны для американских и японских автомобилей.
- Специальный съемник для клапанов. Иногда утечки бывают в клапанах, куда подключается станция.
Воплощение бизнес-плана автосервиса в реальность (расширение бизнеса)
Примерные цены для закупки необходимых материалов и инструментов:
- Фреон-134а – 4800 руб.
- Манометрический коллектор – 2500 руб.
- Электронные весы с высокой точностью (5 гр.) – от 5000 до 9000 руб.
- Переходники (быстросъемные вентиля для коллектора). Комплект – 800 руб.
На это Вы потратите около 17 000 руб. и еще примерно 10 000 руб. на дополнительный набор аксессуаров для оператора. Всего 27 000 руб.
Заправка одного автомобиля от 800 до 2500 руб. Цена будет зависеть от степени сложности проделанной работы и от объема заправленного фреона, так что Ваши затраты в общей сложности окупятся очень быстро. Вам необходимо заправить всего лишь 10-30 авто!
Как работает автомобильный кондиционер
Кондиционер автомобиля — это одна большая герметичная трубка, которая начинается и заканчивается в компрессоре. По замкнутой системе перемещается смесь хладагента и компрессорного масла. Фреон периодически превращается то в пар, то в жидкость в зависимости от того, в какой части системы он находится, а в процессе отдает и поглощает тепло.
Вентилятор салона пропускает воздух через салонный фильтр, потом через холодный испаритель, воздух в салоне становится прохладным и сухим.
Холодная поверхность испарителя задерживает влагу, поэтому если стекла запотели, при исправном кондиционере они очень быстро станут прозрачными.
Классические неисправности автомобильного кондиционера и что с ними делать
Кондиционер вроде бы работает, но в салоне все равно жарко. Так бывает, когда кондиционер долго не обслуживали. Система состоит из компонентов, о которых мы написали выше, и алюминиевых трубок: все соединено в единую замкнутую систему, а в местах соединения — резиновые прокладки. Пока все это относительно новое, фреон почти не уходит, в систему почти не попадает воздух. Существенные для температуры в салоне утечки происходят на шестой-седьмой год эксплуатации автомобиля. Примерно в это время стоит впервые заехать к специалисту и обслужить кондиционер. Дальше эту процедуру важно повторять раз в два года.
Кондиционер выключается спустя несколько секунд после включения: лампочка около кнопки A/C загорается и быстро гаснет, в салоне жарко. Так бывает, когда по каким-то причинам компрессор не запускается.
Первым делом стоит заехать к специалисту и обслужить кондиционер. В системе могут найти утечки хладагента через поврежденный конденсор или ненадежное соединение трубки и какого-нибудь из компонентов системы. Конденсор меняют, соединение восстанавливают и делают герметичным, систему кондиционирования обязательно промывают и заправляют заново.
Если утечек нет, но проблема осталась, нужно ехать к автодиагносту, который специализируется на автомобилях конкретной марки или концерна — у него точно есть специальное программное обеспечение и оборудование. Вполне возможно, дело в датчике давления хладагента, который прикручивают к радиатору. И чтобы все заработало, достаточно откачать все из системы, заменить датчик и заправить кондиционер заново.
Универсальный сканер ошибок редко находит ошибки по датчикам системы охлаждения. Потом слесари разбирают полмашины, ничего не находят, а платить за это все равно придется.
Как победить выгорание
Работа кондиционера сопровождается странным шумом из-под капота. К сожалению, компрессор может износиться. Можно отремонтировать старый, поставить новый или купить б/у. В любом случае перед установкой отремонтированного или нового компрессора систему очень важно хорошо промыть. Без этого новый компрессор может сломаться.
Когда кондиционер работает, в салоне пахнет гнилыми тряпками. Скорее всего, дело в испарителе — небольшом радиаторе, который расположен сразу за торпедо. Во время работы он почти всегда покрыт конденсатом — влагой из салона. Если в машине слишком старый и грязный салонный фильтр, грязь оседает на испарителе — буквально прилипает к его поверхности. Через какое-то время все это начинает гнить и неприятно пахнуть.
Чтобы этого не произошло, важно менять салонный фильтр раз в год или раз в 20 000 км — в зависимости от того, что наступит раньше. Если запах уже есть, придется обратиться к специалисту, который почистит испаритель специальной химией и уже после этого заменит салонный фильтр.
Грязный испаритель.
Также система может перестать быть герметичной — тогда весь хладагент очень быстро уйдет из контура кондиционера. Так бывает, когда в конденсор попадает камень и пробивает в нем дыру. Особенно сильно страдают дешевые тайваньские или китайские радиаторы.
Также это нормально для возрастных машин старше 12 лет: уплотнительные резинки дубеют и начинают пропускать хладагент наружу. Внутрь системы в этот момент попадает воздух и водяной пар.
Промывка системы — очень важная, но дорогая процедура. В 2021 году за такую работу просят 13 000—17 000 Р в зависимости от модели автомобиля. Если этого не сделать, грязное компрессорное масло, металлическая стружка и продукты разрушения старых компонентов кондиционера могут засорить конденсор, фильтр-осушитель или стать причиной поломки компрессора. Систему промывают при замене трубок, конденсора и даже уплотнительных резинок.
Как обслуживают автомобильные кондиционеры
Мы не рекомендуем выполнять какие-то работы самостоятельно. В лучшем случае вы потратите время и деньги, в худшем — серьезно навредите кондиционеру.
Пока работает компрессор, по замкнутому контуру циркулирует смесь хладагента и компрессорного масла, но не все так просто.
В системе не должно быть воздуха. Он попадает в контур, когда резиновые уплотнительные кольца в местах соединения компонентов системы начинают пропускать хладагент наружу. В воздухе есть какое-то количество воды, которая обязательно свяжется компрессорным маслом, — и компрессор и уплотнительные резинки будут хуже смазываться.
Нужен правильный хладагент. Обычно это фреон R 134A. В автомобилях не старше пяти лет может быть фреон R 1234yf.
Необходимо правильное компрессорное масло. Для большинства автомобилей это PAG 46, но еще есть PAG 100 и PAG 150. Число в маркировке — это вязкость. Важно смотреть рекомендации производителя автомобиля и заливать то, что требуется по инструкции. В кондиционерах гибридных автомобилей вроде Тойоты Приус или Шевроле Вольт применяют принципиально другое масло — POE. Если заправить такую систему маслом PAG, компрессор очень быстро выйдет из строя: эти масла ни в коем случае нельзя смешивать.
Испаритель и конденсор должны быть чистыми и хорошо продуваться.
Обслуживание проходит в несколько этапов:
- Из системы откачивают хладагент.
- Проверяют систему на герметичность с помощью вакуумного насоса.
- Если система негерметична, меняют неисправные компоненты и уплотнительные резинки.
- Герметичную систему заполняют фреоном, а также добавляют компрессорное масло и флуоресцентную краску — ту, что светится под ультрафиолетовыми лучами. Ее добавляют для того, чтобы было проще находить утечки.
Запомним требования и этапы и поговорим про инструмент.
Какое оборудование для заправки кондиционера лучше
Автоматическая станция — лучший и самый выгодный вариант. Такая способна забрать из системы фреон и часть масла. Фреон очищается и попадает в специальный резервуар, для того чтобы потом при заправке попасть обратно в систему. Отсюда первый плюс: вам не придется платить за полный объем заправки — только за часть, которой не хватало.
Часть компрессорного масла попадает в отстойник, но потом никуда не идет: вместо него при заправке система автоматически добавит ровно столько свежего масла, сколько убрала из системы старого. Частичная замена масла — очень важный этап: оно гигроскопично, то есть хорошо впитывает влагу, а еще в нем скапливается грязь. И влаги, и грязи в системе должно быть как можно меньше.
Станция работает исключительно с контуром кондиционера: не нужно запускать двигатель и включать кондиционер. Можно диагностировать систему на неисправной машине.
В универсальных мастерских заправят китайский фреон и неплохое, но точно усредненное в плане вязкости масло PAG 100. В системе после вакуумизации все равно немало оригинального масла другой вязкости, оно смешивается с универсальным и получается что-то, что хоть и не сильно, но вредит компрессору.
Я стараюсь обслуживать кондиционер у официального дилера: здесь я уверен, что в систему зальют оригинальный фреон и оригинальное масло. Для моей машины это PAG 46. Более того, заправка может обойтись дешевле: некоторые дилеры дают скидку. Например, если машина старше пяти лет.
Очевидный минус для многих: с такими станциями никто не выезжает, они всегда стоят на стационарных СТО.
«Комплект для заправки кондиционеров»: манометрический коллектор, компрессор для вакуумизации, масляный инжектор, весы и шланги с быстросъемными муфтами и вентилями. Так тоже можно, но такой набор сильно проигрывает автоматической станции:
- Фреон при такой заправке приходится стравливать. Оригинальный фреон, которого в условной шестилетней машине как минимум больше половины нужного объема, улетит в атмосферу.
- Масло нельзя откачать: оно может только вылететь в процессе стравливания фреона. Сколько вылетит — неизвестно. Если стравливать осторожно и терпеливо, оно останется в системе. Грязное и напитавшееся водой.
- Китайский фреон в лучшем случае заправят по весу: поставят баллон на весы и проследят, чтобы в систему попало примерно столько, сколько нужно. В худшем будут ориентироваться на давление, но это грубое нарушение технологии заправки.
- Масло будут заправлять на глаз, и это совершенно точно будет что-то универсальное. Сколько вылетело и сколько на самом деле нужно заправить, никто не знает.
Хорошо, что систему по-прежнему вакуумируют. Судя по количеству предложений на «Авито», в «2ГИС» и выдаче Яндекса, так заправляют кондиционер большинство владельцев автомобилей Санкт-Петербурга. Ребята на той стороне готовы выехать в течение часа, какого-то адреса и мастерской у большинства из них никогда не было.
Такая технология оправданна для спецтехники: не нужно бросать объект, человек приезжает и делает все на месте за 40 минут. Легковую машину все-таки лучше так не заправлять. Если это уже случилось, поищите мастерскую с автоматической станцией. Это поможет отодвинуть срок серьезной поломки кондиционера.
Набор для самостоятельной заправки кондиционера — самый опасный и ненадежный вариант. В интернете продают наборы из баллона и специального шланга с манометром. Необходимо подключить все это к системе, включить кондиционер и подождать, пока стрелка манометра покажет нужное давление: обычно это 280—290 кПа.
При такой заправке система не вакуумируется, в ней остается воздух и водяной пар. Компрессору приходится сжимать воздух так же, как и фреон, срок службы компрессора сокращается. Если воздуха много, кондиционер включается и работает, но температура в салоне падает незначительно.
Что проверить в машине перед дальней поездкой, чтобы не разориться на ремонте после нее
В систему при такой заправке нельзя добавить компрессорное масло. Если его будет недостаточно, компрессор очень быстро выйдет из строя. Всем, кто недавно пользовался таким набором, рекомендуем обратиться к специалисту и перезаправить кондиционер с соблюдением технологии.