Суть бизнес-идеи. Плюсы и минусы
Основной доход владелец бизнеса получает со сдачи в аренду автодомов-кемперов. Наибольший поток клиентов наблюдается в летний сезон, когда отдыхающие планируют поездки в теплые регионы страны, на море, и даже дальние трипы за рубеж. Параллельно с прокатом автодомов, некоторые предприниматели оказывают сопутствующие услуги, которые призваны сделать отдых на колесах более комфортным. В частности, это открытие в излюбленных местах туризма специально оборудованных кемпингов, которые позволят отдыхающим в полной мере насладиться домашним комфортом и уютом передвижных домов.
Если говорить непосредственно про Россию, у нас по сравнению с западными странами караванинг еще не так развит. Этот момент можно отнести как к плюсам, так и к минусам бизнес-идеи. С одной стороны конкуренция между провайдерами по аренде кемперов еще не настолько велика, с другой стороны — дорожная инфраструктура практически никак не заточена под караванинг и с точки зрения автопутешественника находится в зачаточном состоянии.
Кстати говоря, отсутствие серьезной конкуренции позволяет компаниям-арендодателям удерживать довольно высокий уровень цен на аренду кемперов.
Для сравнения суточная стоимость аренды автодома эконом-класса в Германии и Италии составляет 65 евро (около 4,5 тыс. рублей на начало 2020 года), в то время как аналогичный по функционалу аппарат обойдется в России уже минимум в 10 000 руб.
Разброс цен заметен и в премиум-сегменте — ценник в странах ЕС за топовый Hymer начинается со 150 евро/сутки, в том время как у нас нужно быть готовым раскошелиться минимум на 15 000 рублей в день.
Актуальность бизнеса по аренде домов на колесах
Караванинг – данный термин описывает всю нишу передвижных жилишь по всему миру. Для нашего государства данное явление все еще является диковинкой, хотя если углубиться в историческую справку, то первое подобие дома на колесах было выпущено умельцами Советского Союза в далеком 1958 году.
Конструкционно, первые дома на колесах были полуприцепного типа. Внутренность максимально близко напоминала устройство купе тогдашних вагонов-купе в поездах. Минус детища вылез наружу потребительского рынка очень быстро – большой вес. По данной причине управляться с прицепным домом могла лишь малая часть отечественного автопрома, и вскоре производство таких прицепов свелось на нет.
Для западных стран же эпоха караванов началась еще в 60-х. Топовым вариантом считалось приобретение Volkswagen T1. Данную модель переделывали кто как мог. По мере развития автопрома, дома на колесах становились все более продвинутыми конструкциями, и сегодня можно сказать, что имеются модели, в которых реально полноценно жить от 6 и более месяцев. Детальнее о преимуществах и недостатках домов на колесах расскажу в таблице ниже.
Экономия на кратковременной аренде жилья + не имеется привязки к конкретному месту. | Качество дорог в нашей стране оставляет желать лучшего, а значит продвижение на автодомах будет затруднительной с вероятностью 90%. |
Человек с передвижным жилищем имеет возможность самостоятельно прокладывать маршрут и места остановок для отдыха. | Для обслуживания домов на колесах нужны кемпинги. В России найти стоянки, рассчитанные на такой транспорт почти нереально. |
Небольшие ограничения по багажу. В дорогу можно взять почти все возможные удобства. | Тяжело передвигаться на узкой проезжей части + для управления домом на колесах потребуется отдельная водительская категория. |
В дорогу с комфортом можно брать от 2 попутчиков + домашних животных. | Во время простоя сохранить системы транспорта в качестве проблематично и дорого. |
Благодаря полноприводным моделям транспортных средств, можно путешествовать не только асфальтом, но и по пересеченной местности, что значительно расширяет охват достопримечательностей по маршруту.
Актуальность бизнеса обуславливается постоянно растущим спросом на данную категорию транспорта + повышающейся доступностью самих домов на колесах. Если лет 10 назад позволить себе приобрести такое счастье могли единицы, то сегодня ситуация изменилась в корне.
Как заработать на домах на колесах в аренду в Москве и других городах РФ?
С точки зрения предпринимателя, инвестиции в дома на колесах могут показаться дорогостоящие авантюрой, но как показывает практика последних лет, спрос на краткосрочную аренду подобного транспорта стабильно высок. Скажу больше, показатель имеет прирост по спросу на 3%-5% каждый год.
В 2021 значение вообще перевалило отметку в 10%. Причина – закрытие границ из-за пандемии. Люди начали больше путешествовать по стране, а делать это на автодоме куда комфортнее, нежели в классическом авто. Отсюда прогнозы на 2022 более чем радужные, а потому если и вкладываться в дома на колесах, то лучшего времени не найти. Детальнее об этапах запуска бизнеса расскажу далее.
Запуск бизнес-идеи
Для официальной регистрации компании, предоставляющей услуги в сфере караванинга, необходимо зарегистрировать юрлицо с указанием следующего кода ОКВЭД:
-
77.1. Аренда и лизинг грузовых транспортных средств
При этом данный классификатор предпринимательской деятельности включает в себя два подвида:
-
77.11. Подойдет для компактных кемперов эконом-класса на базе малотоннажных фургонов, снаряженная масса которых относительно невелика, с весом до 3,5 т;
-
77.12. Применяется для сдачи в аренду грузовых авто, прицепов и полуприцепов массой свыше 3,5 т .
Читайте также: Бизнес план по ремонту видео аудио
Развитие караванинга обязательно предполагает интеграцию с другими компаниями и госструктурами. Например, можно заключить договоренности с придорожными отелями о предоставлении сопутствующих площадок для стоянки автодомов — в выигрыше останетесь и вы, и ваши партнеры. Идеальным развитием проекта станет налаженное взаимодействие с администрацией региона — при наличии господдержки станет возможным новый виток развития инфраструктуры караванинга.
Выбор пункта размещения и месторасположения
Открывать пункты караванинга можно по сути там же, где присутствуют пункты проката легковых автомобилей формата Avis или EuropCar, например, аэропорты и вокзалы. Не стоит пренебрегать также сотрудничеством с турагентствами и отелями — и те, и другие могут продвигать услуги караванинга, работая по агентской системе (за процент с полученных заказов).
Желательно ориентироваться не только на свой регион присутствия, но и на излюбленные туристами курортные места, где крайне желательно иметь также своих представителей — это города на побережье Черного моря, горнолыжные курорты Северного Кавказа и т. д.
Необязательно совмещать стоянку кемперов с точкой продаж — вам, скорее всего, будет удобнее хранить и обслуживать автодома на охраняемой площадке или базе. Само по себе сервисное обслуживание кемперов обычно не предполагает сложностей, поскольку большинство экземпляров строится на базе популярных моделей фургонов — Volkswagen Transporter, Fiat Ducato, Iveco Daily и т. д.
Итак, небольшая пошаговая инструкция:
-
Открываем пункт приема заказов и презентации услуг в хорошем проходном месте (средняя аренда составит порядка 25 тысяч рублей в месяц даже в крупном торговом центре, поскольку понадобится совсем небольшая площадь для размещения промо-стойки). Арендуем парковку для хранения автодомов на период их хранения между заказами (15 000 рублей в месяц за 5 парковочных мест).
-
Заключаем партнерскую программу со потенциальными агентами-реселлерами, которые будут продвигать ваш сервис своим клиентам за вознаграждение со сделки;
-
Находим хороший сервис, который располагается в непосредственной близости от парковки и желательно специализируется на обслуживании и ремонте тех моделей грузового транспорта, на базе которых построены ваши кемперы.
Закупаем основные активы бизнеса — кемперы
При выборе ассортимента автодомов для сдачи в прокат следует ориентироваться на различные аудитории клиентов.
1. Автодома на базе фургона. Так называемый «костяк» автопарка должны составлять наиболее популярные в России эконом-варианты и модели среднего ценового сегмента. Как правило, это построенный на базе «полуторатонного» фургона автодом, который располагает всеми удобствами для автономного путешествия компании из 3-4 человек.
Автодом на базе Fiat Ducato
Популярны у караванеров переделки фирмы Adria. Мы рекомендуем на старте взять 2-3 таких варианта. Стоимость ухоженных экземпляров на вторичном рынке составит от 4 миллионов за единицу техники.
2. Автодома на базе пикапов. Отдельная категория клиентов — любители внедорожных вылазок. Этим возможностей традиционных кемперов будет явно недостаточно, какой-нибудь фургончик типа Citroen Jumper для удовлетворения «хотелок» таких заказчиков уже вряд ли подойдет. Решение есть — автодома на базе пикапов с полным приводом и пониженной передачей. В их основе — рамные модели VW Amarok, Mitsubishi L200, Toyota Hilux и даже УАЗ. Преимущества таких вариантов — возможность выбраться в совсем уж уединенное место где-нибудь на лоне природы.
Автодом на базе Mitsubishi L200
Однако у переделок на базе пикапов есть и свои недостатки — они существенно теснее и рассчитаны в основном только на двоих путешественников. Хороший свежий вариант будет стоить порядка 3 миллионов рублей.
3. Автодома премиум-сегмента. Если позволяет бюджет — можно взять автодом и для тех, кто предпочитает все самое-самое. Преуспели в этом немцы из компании Hymer AG, который являются одними из старейших производителей автодомов — история компании ведется с далекого 1923 года. Топовые варианты имеют на борту все элементы удобства современного номера из пятизвездочного отеля — ванну-джакузи, роскошную двуспальную кровать, систему индивидуального климат-контроля, скоростной Wi-Fi и т. д. Однако ценники на «Химеры» совсем уж негуманные — прайсы стартуют с отметки в 10-15 миллионов рублей, причем это только начало. Наш совет — начать с массового сегмента, и если почувствуете хороший спрос на премиум, докупите или возьмете в лизинг топовый автодом в дальнейшем.
Внутри автодома фирмы Hymer AG
Итого, на первое время можно уложиться в бюджет в 15 000 000 рублей. В данный ценовой диапазон будет входить три эконом-варианта на базе «полуторок» (12 миллионов рублей) и один внедорожный пикап (еще 3 миллиона).
Из дополнительных затрат на оборудование придется потратиться разве что на GPS, чтобы иметь возможность отслеживать местоположение автодома в текущий момент времени.
Читайте также: Бизнес план яхт клуба презентация
Подбор сотрудников
Для открытия точки продаж в ТЦ/аэропорту/отеле понадобится персонал из 2 менеджеров по продажам. Эти сотрудники будут работать со входящими обращениями по телефону, e-mail и отвечать на вопросы посетителей локации. При заключении заявки на аренду сотрудник должен презентовать кемпер, показать все преимущества его использования, составить договор и сверить имеющиеся сколы и повреждения на кузове (если они имеются).
Также сотрудники должны быть постоянно на связи и в случае возникновения внештатной ситуации на дороге, готовыми помочь клиенту (вызвать специалиста техподдержки, сориентировать по функционалу той или иной опции) либо просто продлить срок действия аренды. ФОТ менеджера может составить порядка 40 000 руб. в среднем городе-миллионнике.
Несмотря на договор с сервисами, необходимо всегда иметь сервисного техника, готового в случае возникновения неисправности выехать на место для ее устранения. Также этот специалист может контролировать закупку запчастей и расходных материалов, взаимодействовать с СТО по текущему обслуживанию кемперов. Работа специалиста может быть сдельной исходя из выполненных заявок, либо по договоренности состоять из оклада и бонуса за проведенные ремонты.
Финансовые показатели
Сумма начальных вложений в бизнес по услугам караванинга по нашей бизнес-модели составит 15 200 000 рублей. Более подробно с затратами можно ознакомиться ниже. Как видно, основная статья затрат — это закупка непосредственно самих автодомов.
Вложения в бизнес на сдаче в аренду автодомов
Недвижимость |
||
1 |
Аренда точки продаж |
25 000 |
Оборудование |
||
2 |
Автодома Fiat Ducato ( 3шт.) |
12 000 000 |
3 |
Автодом на базе пикапа 4×4 |
3 000 000 |
4 |
GPS-оборудование |
50 000 |
5 |
Обустройство точки продаж |
100 000 |
6 |
Колл-трекинг и настройка телефонии |
5 000 |
Оборотные средства |
||
7 |
Контекстная реклама |
20 000 |
Итого: |
15 200 000 |
Если исходить из стоимости аренды автодома в размере 10 000 рублей в сутки, каждый кемпер будет приносить порядка 300 000 рублей в месяц, то есть 3 легковых варианта эконом-класса и 1 пикап способны сделать предпринимателя богаче на 1 200 000 рублей в месяц. Однако сейчас мы говорим про пиковые периоды, когда спрос со стороны туристов велик настолько, что позволяет работать с полной загрузкой.
Однако не стоит отчаиваться — спрос на кемперы подскакивает не только летом, но и на майские праздники, а также в зимний период, когда туристы используют автодома для поездок на горнолыжные курорты. Если оценивать среднегодовую загруженность пикапов работой, стоит делить «оптимистичные» показатели полной загрузки надвое.
Основные показатели бизнеса
Инвестиции |
15 200 000 |
Выручка, руб. |
1 200 000 |
Переменные затраты, руб. |
50 000 |
Постоянные затраты, руб. |
45 000 |
ФОТ (с отчислениями), руб. |
120 000 |
Налог УСН 6% |
72 000 |
Чистая прибыль |
913 000 |
Таким образом, при средней загрузке в 50% от общего времени владения кемпером (убираем простой на стоянке и время, необходимое на ТО и сервис), получаем порядка 500 000 рублей гарантированной прибыли. Таким образом, период окупаемости проекта составит по осторожным подсчетам почти 3 года.
Краткое резюме
Итак, стоит ли открывать бизнес в сфере караванинга — решать вам. Однако мы со своей стороны не можем не упомянуть ряд плюсов этого проекта — слабая конкуренция, большой потенциал (еще не все соотечественники раскусили все прелести отдыха в автодоме) и возможность неограниченного развития.
Еще один интересный момент — просматривая объявления о продаже кемперов на “Авто.ру” и “Авито”, мы столкнулись с большим предложением в сегменте полуприцепов-автодач. Да, для поездки с таким автодомом понадобится укомплектовать свой автомобиль фаркопом (прицепным устройством), но и стоимость прицепа существенно ниже полноценных кемперов — подержанные варианты продают в пределах полумиллиона рублей.
При этом такие одноосные транспортные средства предлагают ничем не худший уровень комфорта по сравнению с традиционными кемперами. Даже доступные подержанные модели способны предложить любителям дальних поездок полноценные кровать и стол, плиту для приготовления пищи, биотуалет и выносной душ. Вот вам и еще одна идея для сопутствующего караванингу бизнеса!
Что до дорожной инфраструктуры, будем надеяться что в ближайшее время она будет улучшаться. По крайней мере нам удалось выяснить об открытии в следующем сезоне сразу нескольких новых кемпингов в Крыму — регион активно развивается в плане туризма и благодаря своему удачному местоположению может стать настоящей меккой для любителей отдыха «дикарями».
Все материалы по тегу: караванинг
503 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 341735 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Краткий экскурс в историю
Многие склонны воспринимать караванинг как нечто новое и даже диковинное для нашей страны. На самом деле, производить первые «дома на колесах» начали в еще в СССР, в далеком 1958 году. Первые отечественные караваны РАФ-04 представляли из себя полуприцеп, внешне напоминающий «половинку» популярного тогда микроавтобуса Рижского автомобильного завода, с элементами подвески от газовской «Победы». Внутри «рафик» был переоборудован по принципу железнодорожного купе. Однако передвижная «дача» получилась слишком тяжелой (950 кг), громоздкой и могла буксироваться только автомобилями производства ГАЗ — то есть априори была недоступной большинству рядовых граждан.
Прицеп-дача РАФ-04
Попытки возобновить массовое увлечение караванингом предпринимались и в лихие девяностые. В 1996 году на базе недавно появившейся тогда ГАЗели нижегородский завод представил довольно удачный вариант компактного кемпера Weekend. Российский автодом мог похвастать наличием душа с биотуалетом, просторной двуспальной кровати и телевизора.
При этом Европа сходила с ума по караванингу еще в 60-ые на заре эпохи хиппи. Особенной популярностью у странствующей молодежи пользовался микроавтобус Volkswagen T1, который каждый переоборудовал как мог под свое понимание идеального автодома. Машинка получилась настолько удачной, что за свою специфическую внешность получила даже народное прозвище — Булли (то есть «бульдожка»). «Тэ первый», построенный на узлах и агрегатах Жука, стал настоящим символом эпохи пацифистов, свободной любви и рок-н-ролла.
Дом на колесах на базе Volkswagen T1
Караванинг в России
Формат «на колесах» наконец-то начинает «приживаться» в России. Мы уже рассказывали своим читателям о том, как организовать бизнес “автокафе на колесах” и открыть “автобаню“. Эти бизнес-проекты начинают набирать «обороты», постепенно находя как своих потребителей, так и привлекая внимание предпринимателей.
С караванингом в нашей стране все немного сложнее, даже несмотря на то, что для этого вида туризма у нас созданы некоторые предпосылки, заключающиеся в отсутствии развитой системы кемпингов. Во-первых, это трудности с правилами дорожного движения, в соответствие с которыми перевозка людей в прицепе, пусть даже и жилом, запрещена. Во-вторых, извечные проблемы с качеством российских дорог, на большинстве из которых, чтобы не застрять с таким домом, нужно возить его либо на хорошем внедорожнике, либо на тракторе.
Ну, и, наконец, материальное положение многих наших соотечественников, у которые желания не всегда совпадают с возможностями. Приобрести подобное «чудо на колесах» хотели бы многие. Но вот цена, даже «бэушного» дома-прицепа заставляет призадуматься. Впрочем, даже если сумма в 300-500 тысяч рублей (примерно столько стоит приобрести не новый дом-фургон выпуска до 2004 года) окажется по силам, то вопрос зимней стоянки отбивает желание к караванингу еще больше. Ведь бизнес этот – сезонный, актуальный в период от весны и до осени. Кстати, новый прицеп можно приобрести за 1-5 млн рублей.
Впрочем, последний «минус» как раз и можно обратить в «плюс», поставив его во главу своего будущего бизнес-проекта. Если купить автодом не получается, то его можно взять в аренду. И цена в 4,5-5 тысяч рублей за сутки – это вполне приемлемая сумма за 1-2 недели веселого путешествия.
Принцип организации бизнеса
Самая дорогостоящая часть этого бизнес-проекта – приобретение автодомов. Причем, вам понадобятся все типы «домов на колесах», которые мы упомянули в начале статьи, рассчитывать придется на самые разные категории арендаторов. Разумеется, «поднять» одному такую сумму для начала бизнеса каждому под силу далеко не любому, поэтому стоит рассмотреть варианты взятия кредита (здесь вы можете найти инструкцию, как правильно взять кредит в банке), или одолжить взаймы.
Конечно, на фоне нынешнего кризиса, банки не очень охотно выдают кредиты, но, попробовать стоит. Хотя бы потому, что кризисное время как раз является по мнению некоторых компетентных специалистов самым лучшим для старта.
Что понадобится для открытия своего дела
Итак, для того, чтобы начать дело, необходимо закупить минимум по:
- 2-3 вида каждого дома на колесах. Это обеспечит приток клиентов. Возможно, что очередь на прокат автодомов почти сразу будет расписана на весь сезон вперед.
- Гаражи для их стоянки. Держать на открытой стоянке под дождем, снегом, градом, и солнцем дорогостоящую технику неразумно.
- Офис для заключения договоров, ну и просто для представительства.
- Инструменты для ремонта техники.
- Запасную мебель, запасные детали и оборудование для замены обстановки в «доме на колесах».
Несколько слов нужно сказать о персонале.
- Во-первых, вам понадобится штатный юрист для составления и заключения договоров аренды, а также для разрешения в судебном порядке возникающих спорных моментов. Такие бывают, поэтому лучше приготовиться к ним заранее.
- Бухгалтер.
- Уборщица.
Кроме этого, неплохо было бы заключить договор с СТО для своевременного обслуживания и ремонта техники, или взять в штат пару автомехаников.
Делаем рекламу
Караванинг – новая, довольно необычная идея для наших соотечественников, больше привыкших к Турции и Египту, либо к палаткам на берегу реки, максимум до ста километров от дома. Это значит, что она будет встречена несколько настороженно. Поэтому от реклам в этом направлении туристического бизнеса зависит очень многое.
Кроме традиционных видов рекламы в СМИ, можно сделать увлекательный видеоролик, показывающий все прелести путешествия в «доме на колесах». Хорошим вариантом рекламы будет также служить создание сайта, на страницах которого будет вся информация о предложениях вашего бизнеса.
Традиционный кемпер VS автодача на прицепе
Прокат кемперов — ниша перспективна и достаточно выгодна. Однако объем первоначальных вложений весьма существенный — без стартовых 200000 долларов в прокат кемперов не подступиться, как ни крути. Конечно можно несколько сэкономить, если купить технику не первой свежести. Однако в дальнейшем постоянно придется большую часть полученной прибыли вкладывать в ремонт и устранение недостатков. Поэтому, рассматривая Караванинг бизнес, мы не могли обойти стороной его более бюджетный направление — бизнес на аренде прицепов-автодач.
В чем же кроется существенное отличие традиционного кемпера от кемпера на прицепе? Типичный кемпер по сути представляет собой самостоятельный вид транспорта, все жилое пространство которого базируется на узлах и агрегатах грузовой платформы. Зато прицеп-автодача самостоятельно передвигаться не может, но при этом значительно дешевле по себестоимости и может буксироваться обычным автомобилем.
Еще одно важное отличие — ценовой диапазон этих двух типов. Так, стоимость прицепа-автодачи колеблется от $ 2500-4000 за старые европейские экземпляры с пробегом и до $ 15 000 за новые варианты. Зато в среднем даже старая автодача в хорошем состоянии потянет на $ 6000-7000, а за беспроблемный в обслуживании кемпер с пробегом вообще придется отдать примерно в 3-4 раза больше.
Обзор рынка и тенденций
Сейчас основной тренд рынка — выпуск максимально облегченных и доступных моделей типа Teardrop ( «дословно« слеза », но более употребляемое в караванинга как« капля »). Это модели с набором только самого необходимого на борту. В основном сюда входят непосредственно спальное место (обычно на 2 взрослых), встроенные портативная плита и раковина, а также багажные ларьки для рационального размещения утварь путешественников.
Поскольку прицепы-автодачи намного проще в производстве, то украинский рынок также не отстает — с каждым годом становится все больше предложений и от отечественных компаний.
В противоположность комфортабельным, но тяжелым «европейцам» украинские «капли» не балуют путешественников домашним уютом и пространством, но при этом, благодаря своему легкому весу удобны для использования даже маломощными машинами и могут проехать там, где массивная зарубежная автодача просто застрянет.
Что нужно для того, чтобы начать бизнес на организации караванинга?
Прежде всего стартаперу необходим офис, в котором вы сможете принимать клиентов, парковка (стоянка), один фургон или несколько, а также штат сотрудников, среди которых обязательно должен присутствовать бухгалтер.
В офисе, который на первых порах можно открыть в коворкинг-центре или снять комнату для переговоров, а также, как один из вариантов удешевления этой статьи расходов, посещать такие заведения, как антикафе, с целью подписания контракта с клиентами и уточнения деталей договора.
Важно также заручиться поддержкой нескольких СТО или магазинов, которые торгуют редкими автозапчастями. В ответ вы, например, можете предложить им бесплатную рекламу. Кроме того, не стоит также забывать об автомойках – фургоны необходимо поддерживать в чистоте. А чтобы внутренняя отделка фургона сияла чистотой, можно нанять сотрудников клининговой фирмы.
Фургон-прицеп или самоходный автомобиль-фургон может стоить от 600 000 до 5 000 000 рублей. Наиболее дешевым вариантом будет фургон-прицеп – его клиент транспортирует с места на место с помощью собственного автомобиля.
Стоянку лучше организовать крытую, чтобы фургоны не слишком подвергались воздействию неблагоприятных погодных условий в период, когда бизнес «простаивает».
Один из недостатков такого вида бизнеса, кроме его высокой стоимости – это его сезонность. То есть пик доходов от бизнеса приходится на период весна – осень.
Способы продвижения бизнеса
Эффективной рекламой вашего бизнеса может стать размещение информации на пилларсах, в магазинах туристического снаряжения, в социальных сетях и группах по интересам.
Данный вид бизнеса можно построить как самостоятельно, так и в партнерстве с туроператорами или турфирмами – вы можете работать за проценты от сделки, а фирма будет предлагать ваши услуги своим клиентам.
Какой вид транспорта лучше всего подойдет для организации бизнеса на караваинге?
Это могут быть автобусы, комфортабельные фургончики или дома-прицепы с автомобилем. Однако стоит помнить о том, что законом РФ запрещено перевозить людей в фургонах-прицепах, поэтому люди во время перемещения должны находиться в салоне автомобиля. Нужно также отметить тот факт, что этот вид активного туризма еще только начинает развиваться на просторах нашей страны, поэтому тут вы не встретите большого числа конкурентов.
Если ранее можно было совершить поездку на собственном авто, а потом ночевать в условиях кемпинга – то есть вкусить все прелести жизни в палатке, то караванинг избавит вас от необходимости разбивать палатку и платить за место ночлега.
Стоимость аренды такого фургона для ваших клиентов может составить от 5 000 рублей за 1 день путешествия.