Финансовое образование с каждым днём становится всё более востребованным. В данном случае имеется в виду не формальное (получение профессии), а практическое образование, которое необходимо любому человеку, проживающему в цивилизованной стране.
Интерес к финансовым знаниям проявляют люди самых различных профессий, и самого разного достатка. Кто-то ищет новые знания, чтобы научиться, как «свести концы с концами» и выжить, кто-то задумывается: «куда девать деньги?». Потребности и возможности у всех разные, но путь один – освоение науки под названием экономика, пусть даже в усечённом, чисто прикладном аспекте.
Все мы понимаем, что дети наше будущее, дети должны стать лучше своих родителей. Только в этом случае общество прогрессирует. В противном случае деградация, вплоть до исчезновения… Родители на собственном опыте убедились, что без понимания хотя бы азов экономики и инвестирования, в нашем мире, с каждым днём, становится жить всё сложнее. Как передать это своим детям? Как уберечь их от ненужных потерь и долговой ямы?
Выход один: с самого раннего детства нужно прививать детям экономические знания, учить пониманию экономических процессов, объяснять, откуда берутся деньги и как ими следуют распоряжаться. Да, конечно, существует формальная система образования, отдадим в школу, институт – там научат. Как бы ни так. Приведу в пример США. Там ещё в школе начинают детей финансовой грамотности. Ну и каков же результат?
Результат, мягко говоря, плохой. Стоит человеку стать чуть постарше, и на него обрушивается шквал предложений на получение кредитов. Хочешь кредитную карту, хочешь, можешь взять товар в кредит…. В США просто огромное количество случаев, когда ещё несмышленая молодёжь набирала кучу кредитов, и как результат личное банкротство.
Неспособность обслуживать взятые кредиты…
Думаю, нет смысла в этой статье обсуждать американскую систему образования, цель несколько иная. Исходя из американского опыта, можно сделать вывод: «на Бога надейся, а сам не плошай». Финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того какую культуру обращения с деньгами они передали своим детям.
Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде чем поучать ребёнка, есть смысл задуматься о собственных поступках.
Как соотносятся ваши поступки, с тем, чему вы учите ребёнка. Обучение в виде фраз: «деньги не на деревьях растут», «у меня нет печатного станка, чтобы напечатать столько денег». Не пройдут. Человек ещё только начинает жить, у него нет своего жизненного опыта, он действительно не знает, откуда деньги берутся, и почему родители ругаются, когда он слишком часто просит что-то купить…
Это всё нужно объяснять. Нужно объяснять простые понятия, нужно учить видеть взаимосвязь вещей, нужно объяснять, почему так делать нельзя, а вот так, надо поступать. Постепенно, нужно приучать ребёнка обращаться с деньгами. Возможно, в игровой форме. Я не имею в виду игру, в карты на деньги, есть специальные обучающие программы.
Постепенно, можно вводить в жизнь ребёнка настоящие деньги. Первое время ходите с ним в магазин, объясняйте, что покупается, в каком количестве, почему это, а не то. Со временем ребёнок сможет делать самостоятельно. Сложность «заданий» необходимо увеличивать по мере развития ребёнка… Нельзя покупать ребёнку всё, что он просит, даже если у вас есть такая финансовая возможность. Введите ограничения, приучайте ребёнка к финансовой дисциплине, бюджетированию, планированию расходов. Приучайте находить оптимальное решение своей проблемы.
В наше время, достаточно широкое распространение получила услуга оплаты своих покупок посредством пластиковых карт. Ребёнок видит: родители отдали карту, им вернули её обратно, после чего получили всё, что хотели. Выходит всё даром? Объясните ребёнку, что вы заплатили деньги за покупку, просто эти деньги виртуальные, но, тем не менее, они вполне реальны и чтобы они были, их нужно заработать. Объясните ребёнку, что пользоваться кредитной картой ни в коем случае нельзя, это крайне невыгодно и может иметь серьёзные последствия. Пройдёт совсем немного времени.
И ваш ребёнок столкнётся с потоком кредитных предложений, будет лучше, если он изначально будет понимать, что потребительский кредит – это плохо. Даже, если это бесплатно, нужно отказываться. Объясните ребёнку, что жить нужно по средствам, то есть тратить меньше, чем зарабатываешь. Доступность вещей с помощью кредитов, не более, чем иллюзия. Кредиты – это прямая дорога в долговую яму, объясните, какие последствия это несёт, и как плохо тому, кто попался в эту ловушку. Объясните, что каждый разумный человек должен иметь накопления, то есть ежемесячно откладывать часть своих доходов в свой резервный фонд (либо инвестировать). Так надо, и это хорошо.
Ребёнок растёт, и со временем превращается в девушку или юношу. На повестку дня встаёт вопрос о выборе специальности, куда пойти учиться. Нужно объяснить ребёнку, что выбор профессии, весьма важен. Профессия – это не только способ проводить время, но и доход, причём доход должен быть достаточным, чтобы удовлетворить потребности человека.
Обучение ребёнка должно проводиться по спирали. Одни и те же понятия, с возрастом, должны обретать всё более чёткие очертания. Если маленькому ребёнку вы просто говорили, что это плохо. То на более поздних стадиях воспитания, нужно объяснять почему. Со временем, нужно поощрять ребёнка самостоятельно находить нужную ему информацию. Ученик, входя в зал, полностью вручает себя в руки учителя, но приходит день, и они начинают говорить на равных. Мало «сделать» ребёнка, нужно его ещё вырастить и достойно воспитать, вот это, пожалуй, и есть самое трудное.